С 28.04 до 03.07.2022 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу – Новая Третьяковка.
Выставка «Генрих Семирадский. По примеру богов» в Государственной Третьяковской галерее посвящена искусству позднего академизма. В ее фокусе — гордость и слава Императорской Академии художеств, безусловная звезда этого направления — Генрих Ипполитович Семирадский (1843–1902).
Осязаемый, чувственный, красочный образ античности, созданный Генрихом Семирадским, стал своего рода эталоном, его картины служили источником для литературных произведений из «античной» жизни. Бесспорны живописное мастерство Семирадского, декоративные качества его полотен, его дар композиции, талант рисовальщика, умение с иллюзорной точностью воспроизводить фактуру тканей, блеск оружия, писать позеленевший старый мрамор римских гробниц или «сквозноту» мрамора «античных» статуй.
Пленэризм пейзажей Семирадского и иллюзионистическая достоверность предметов призваны были убедить зрителя в том, что античность — не золотой сон, пригрезившийся человечеству, а быль. Вот они, античные девы в светлых туниках, отдыхают в тени олив в жаркий полдень, играют в кости или слушают песню невольницы, ласкают детей, несут на голове амфоры с водой или вином, в то время как солнце просвечивает сквозь листву, кружевная тень ложится на мрамор скамеек и фонтанов, кое-где загораясь яркими желтыми бликами, ветер шевелит кроны деревьев, влажная дымка окутывает контуры гор и сапфировую воду залива.
Идиллические сюжеты соседствуют с «драматическими». В духе времени античность предстает у Семирадского в противопоставлении двух начал – солнечного аполлонического и ночного дионисийского. В 1872 году появляется в печати знаменитая книга Фридриха Ницше «Рождение трагедии из духа музыки», явившая новый, незнакомый лик эллинского мира, где за внешней гармонией бушевали хаос и «нечистые» страсти. Мáксима Ницше: «Нет прекрасной поверхности без ужасной глубины» находит в лице Семирадского своего иллюстратора и интерпретатора.
Проникновение в мифологию, историю и быт Греции и Рима, попытка воссоздания античной картины мира рождают новый вариант постклассицистического искусства — стиль нео-грек. В этом стиле реализуют свои творческие замыслы Семирадский и художники его круга, работавшие в Риме: Фёдор Бронников, Степан Бакалович, Василий Смирнов, братья Павел и Александр Сведомские, а также главный европейский соперник Семирадского — Лоуренс Альма-Тадема. В их полотнах мир античности предстает в виде многофигурных эффектных зрелищ, кровавых драм и камерных идиллических по духу сцен.
Большинство из них основную часть своей творческой жизни провели в Риме, влившись в интернациональную колонию художников Вечного города. Рим будет их домом, источником бесконечных художественных впечатлений. Античные памятники Рима, его роскошные виллы, разнообразие и красочность этнических типов, природа Италии — питательной средой творчества. Италия воспитает в учениках Императорской Академии художеств чувство стиля, благородство форм и линий, сделает пленэризм их пейзажей живым и достоверным. Академический классицизм «русских римлян» согрет живой любовью на всю жизнь к Вечному городу, его истории, памятникам, обитателям.
Академическая живопись в лице наиболее талантливых своих представителей была хранительницей заветов живописного мастерства, внимания к формальным свойствам искусства. В эпоху противопоставления и конфронтации академизма и передвижнического реализма, красоты внутренней и красоты внешней академизм побуждал зрителя к восприятию эстетики формы. Противники из демократического лагеря культуры называли «пленников красоты» «беспечальными художниками».
В своем творчестве они действительно воспевали прежде всего красоту природы, красоту женщины, чувственные радости бытия. Они считали, что искусство призвано возвышать человека над будничной прозой жизни, отвлекать его от скуки повседневности, просвещать и одновременно радовать глаз.
Но не следует думать, что художники этого круга находились в полной изоляции от тревог и проблем своего времени. Темы рабства, унижения человека, варварской жестокости власти, предчувствия грядущего исторического перелома, рождения новой этики, которая взломает, перевернет старый мир, погрязший в пороках и самоупоении, артикулированы в искусстве мастеров, представленных на выставке.
Экспозицию дополняют античные вазы из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, аналогичные тем, которые были в личной коллекции Семирадского и изображены на его холстах, а также фрагменты античной скульптуры.
Произведения Семирадского и мастеров его круга в пространстве экспозиции вступают в диалог с работами художников конца ХХ – начала XIX столетия — произведениями авторов «Новой Академии» Тимура Новикова, меланхоличными «руинами» Валерия Кошлякова, серией фотографий Тимофея Парщикова «Times New Roman».
изображения не найдены
Информация (на 28.04.2022):
Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу – Новая Третьяковка — Залы 60-62.
Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.
Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»
Режим работы: вторник, среда – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу, субботу и воскресенье – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Подробнее о порядке посещения галереи и стоимость билетов — https://www.tretyakovgallery.ru/for-visitors/museums/novaya-tretyakovka/