Воскресенье , Май 22 2022

Сёстры Поповы. Non-Human.

С 02.02 до 10.05.2022 в Музее современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург.

Музей современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге представляет выставку футуристических кукол Екатерины и Елены Поповых.

Если при слове «кукла» в вашем воображении возникает образ резинового пупса, модницы-барби или расписной неваляшки, предупреждаем: выставка Non-human может вас шокировать. Творчество сестер Кати и Лены Поповых — это радикально иной взгляд на то, какой может быть кукла.

Всплеск интереса к авторским куклам был вызван бурным ростом массового производства игрушек во второй половине XX века. Не в пример доступным, но совершенно безликим фабричным поделкам, наводнившим магазины и способным развлечь, но не способным вдохновить даже детей, авторские куклы отличались неповторимой внешностью и высоким качеством исполнения. Их невероятное правдоподобие заставляло многих считать кукол неким трансгуманистическим образом, имеющим мистическую связь со своим человеческим прототипом. Кукольники слыли ловцами человеческих душ, и их немного побаивались.

Новое направление в этой области открылось с изобретением кукол на шариковых шарнирах — ball-jointed dolls, или BJD. Выполненные из полиуретана, фарфора или паперклея, шарнирные куклы требуют тщательного ухода и изначально не предназначены для того, чтобы с ними играть. Их владельцы очень серьезно относятся к своим «подопечным», придумывают им не только имена, но и биографии, наделяют их темпераментом, характером и привычками, а коллекционеры собирают эти «тотальные инсталляции» человеческого образа как предметы искусства.

Благодаря подвижным «суставам»-соединениям, BJD способны принимать любые позы, что делает их идеальными моделями для фотосессий. Серии кукольных снимков быстро набрали популярность в интернете, и к началу 2000-х BJD превратились в интернациональную субкультуру. Добравшись до России, это направление обрело здесь своих преданных поклонников и мегазвезд, таких как сестры Поповы.

Какой бы образ ни выбирали художницы для своих кукол: обольстительных вдов, татуированных «под гжель» школьниц или кибергейш — каждая из них есть эстетический идеал. Однако идеал этот далек от стандартов: для сестер Поповых нет грани между красивым и некрасивым, запретным и дозволенным, человеческим и нечеловеческим. Общепринятым эталонам красоты они противопоставляют то, что, на первый взгляд, может показаться дефективным и даже отталкивающим.

Однако именно милые изъяны: выступающие ушки, неровные зубки, нездоровая худоба — сообщают этим куклам особую притягательность. Увидев их однажды, вы едва ли сможете их забыть. Изменяя привычные очертания тела — удлиняя шею, увеличивая суставы и немыслимо изгибая стопы, сестры Поповы создают провокацию: порожденные ими хрупкие создания могли бы производить впечатление болезненно-беспомощных и трогательно-податливых, если бы не их непроницаемый взгляд, продуманные позы и доведенные до совершенства, словно подготовленные к бою, костюмы, прически и макияж. Они завораживают нас своей пластикой, но это пластика змеи, поймать которую мы не сможем, а вот она нас — запросто.

Все, чем обладают эти куклы, служит им оружием. Лук и копья амазонок из серии Skin, футуристичные доспехи гейш из «японской» серии MOD, острые каблуки и невероятные ботильоны, принадлежность магическому культу в случае кукол-жриц из коллекции Cult, вязкая паутина и «мохнатоногие» аксессуары «Черных вдов», ну и самое главное оружие — тайна, которой все они окружены.

Куклы сестер Поповых сбивают нас с толку, мы никогда не можем сказать с уверенностью, кто перед нами: жертва или охотница, служанка или госпожа. Думаете, это вы сейчас будете их рассматривать? А может, они вас?

Перед нами целая армия таких разных, но явно похожих друг на друга «сестер», проработанных до мельчайших деталей фантомов, рожденных на стыке хай-тека и трансгуманизма в эстетике центрального персонажа альбома Miss Anthropocene певицы Grimes, с обложки которого на нас взирает антропоморфная богиня XXI века, «облаченная» в высоко детализированную кибероболочку из полиуретановой кожи.

Какие времена, такие и куклы! И все же природа куклы остается архаичной: она предназначена быть подобием человека и отражать его представление о том, каким он кажется, какой он есть и каким мог бы быть.

Вместе это полчище кукол — ловушка, расставленная для нашего любопытства. Раскачивая его в широком диапазоне, который создается за счет контраста между ясными детскими взглядами и вызывающей сексуальностью, трогательной беспомощностью и готовностью атаковать, куклы-сестры прочно завладевают нашим вниманием, и мы оказываемся у них в плену, из которого нам, как Одиссею, попавшему под чары Цирцеи, и выбираться-то не хочется.

 

 

Информация (на 23.12.2021):

Музей современного искусства Эрарта.

Адрес: город Санкт-Петербург, Васильевский остров, 29-я линия, дом 2.

Ближайшие станции метро «Василеостровская» и «Приморская».

Время работы: ежедневно, кроме вторника с 10:00 до 22:00.

Стоимость билетов – в музее действует гибкая система разовых билетов и абонементов, подробнее — https://www.erarta.com/ru/visit/tickets/

 

Check Also

Выставка Виллем ван Вигель Кинетическая скульптура Музей Эрарта Санкт-Петербург

Виллем ван Вигель. Кинетическая скульптура.

С 21.01 до 15.05.2022 в Музее современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *