С 24.12.2021 до 20.02.2022 в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова.
Выставка «Песок и Кровь» в Волгоградском музее изобразительных искусств имени И.И. Машкова представляет работы двух великих испанских художников Франсиско Гойи и Пабло Пикассо, посвященные удивительной испанской традиции и искусству корриды, в основном навеянные опытом собственных переживаний и эмоций, так и творческим вдохновением от событий, свидетелями которых они были.
На выставке экспонируются более 130 офортов и литографий Франсиско Гойи и Пабло Пикассо – двух ярких сыновей своей родины, навеки обрученных с ее историей, культурой и традициями.
Коррида всегда притягивала к себе внимание не только зрителей, но и писателей, композиторов, поэтов и художников. Свои произведения ей посвящали Лопес де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон, Проспер Мериме, Теофиль Готье, Гарсия Лорка, Эрнест Хемингуэй, Жорж Бизе.
Франсиско Гойя и Пабло Пикассо занимают особое место в искусстве и как великие художники, и как великие знатоки истории и мира корриды. Их творения как в живописи, так и в графике, запечатлевшие грандиозное национальное празднество, сродни глубокой поэзии родной страны, одному из вечных лиц Испании.
Брызги восторга и всполохи песка, обагренные кровью, стали для них художественным мотивом воплощения испанского национального духа. Впечатляющие изгибы арены, ослепительное солнце, отбеливающее песок, игры теней и огней, наряду с танцем смерти, слава и трагедия остались на века запечатленными в великих работах их великих создателей.
Но, все же, коррида Гойи и коррида Пикассо – это два мира. Для первого важны историзм и правдивость с практически фотографическим воспроизведением событий. Для второго – символическая ценность происходящего на арене, в большей степени отражающую мистическую связь главных действующих лиц.
Гойя переносит зрителя непосредственно в гущу событий, заставляя стать свидетелем триумфа победы и величия поражения. Пикассо наслаждается поиском грациозности тореадоров и величественной стати быков, создавая собственный репертуар экспрессивных форм.
В 1814-1816 годах в перерывах между работой над офортами из знаменитой серии «Бедствия войны» 60-летний Гойя обращается к теме корриды, создавая серию офортов, вошедшую в золотой фонд мирового изобразительно искусства под названием «Тавромахия». В ней художник уходит от привычного в то время изображения корриды красочным и ласкающим взор представлением. Будучи близко знакомым с целым рядом выдающихся тореадоров, хорошо видя и отчетливо осознавая оборотную сторону действа, Гойя сосредотачивает свое внимание на передаче жестокости, откровенности и драматичности зрелища.
Его работы, демонстрируемые на выставке, сплетая воедино победителя и побежденного, преисполнены величественного напряжения развязки этого яркого и страстного, но все же пасадобля смерти. Гойя наполняет свои сюжеты правдой и точностью, скрупулёзностью отработки всех деталей, создавая в конечном итоге монументальные героические полотна в миниатюре, где действующими лицами произведений становятся яркие исторические личности.
В 1959 году 80-летний Пабло Пикассо создает в целой серии рисунков свою мистерию любви и смерти. В корриде, как в действе, Пикассо видел совершенное воплощение пластики человеческого тела, восхищаясь матадорами, быка же представляя сущим воплощением стихийных сил природы.
В этих работах Пикассо, значительная часть которых представлена на выставке, тема единоборства постепенно приобретает характер драматургии, а сам представленный трагически-праздничный ритуал игр с быком обретает глубокий философско-психологический смысл народной традиции.
У Пикассо есть сто, тысяча точек зрения, чтобы увидеть корриду и передать ее напряжение зрителю. Он не только меняет точку наблюдения, но меняет свою технику, умножает аспекты шоу, придавая ему личную эмоцию, настолько же сильную и настолько же очевидную, заставляя быков, матадоров, пикадоров перебираться с арены на поверхность листа и застыть, как в скульптурных формах.
Его рисунки настраивают забыть о материальных аспектах корриды. Тонкие и изящные линии, или нарочито крупные мазки кистью, кажущиеся небрежно брошенными на лист, внезапно фиксируются на бумаге, чтобы отныне быть вечными. Будь-то черно-белые или цветные они будут нести и образ быка – внутреннего двойника художника, и модели – человека, который спускается на арену за немеркнущей в лучах славы победой.
Гойя и Пикассо раскрывают нам в XXI веке удивительный мир культа быка и корриды, где властвуют азарт и риск, свет и тени, эмоции и страсти, победа и поражение, погоня за жизнью и всегда остающиеся на арене ПЕСОК И КРОВЬ…
Выставка организована в партнёрстве с компанией Артгит, Москва
Информация (на 24.12.2021):
Волгоградский музей изобразительных искусств имени И.И. Машкова – Выставочный зал.
Адрес: город Волгоград, улица Маршала Чуйкова, дом 37.
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, в четверг с 12:00 до 20:00.
Подробнее о порядке посещения музея и стоимости билетов на официальном сайте: