Суббота , 20 апреля 2024

Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art.

С 12.12.2021 до 13.03.2022 в Государственном Эрмитаже.

В Дни Эрмитажа – 2021, ежегодно проводимые в честь Св. Екатерины, покровительницы музея, в Главном штабе открывается выставка «Красота и стиль. История модной фотографии. Из собрания Фонда Still Art», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Фондом Still Art.

Экспозиция рассказывает об истории фэшн-фотографии второй половины XX – XXI веков и знакомит с основными мотивами современной модной репрезентации на примере работ из коллекции Фонда Still Art. На выставке представлены авторские отпечатки Эрвина Блюменфельда, Хорста П. Хорста, Ричарда Аведона, Ирвина Пенна, Хельмута Ньютона, Ги Бурдена и других авторов, уже ставших классиками.

Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Эрмитаж много занимается историей костюма (то есть модой) и любит делать выставки фотографии. Сегодня эти течения сошлись с помощью прекрасной коллекции и очень тщательного отбора знаковых образов».

«Я благодарна Эрмитажу за сотрудничество, в результате которого появилась возможность в моем родном городе и его главном музее показать культовые работы из собрания Фонда (который управляет на сегодняшний день самым масштабным собранием западной fashion-фотографии ХХ-ХХI веков в России). Я рада, что гости выставки увидят оригинальные работы признанных мировых фотографов, и надеюсь, что этот важный для Фонда и меня лично выставочный проект вызовет искренний интерес посетителей музея и даст новый импульс исследованию и развитию модной фотографии в России», – комментирует Елена Николаевна Карисалова, основатель Фонда Still Art.

В конце XX – начале XXI веков модная индустрия приобретает все больший масштаб, а феномен моды и модного образа переживает резкий взлет и становится предметом глубокой философской и культурной рефлексии. Современная мода – это работа с проекцией чужих желаний, мнений, предрассудков и амбиций, а модная фотография – лаборатория, в которой эта работа происходит.

Критики признают, что в XX веке мода и модная фотография становятся практически неотделимы, создавая одно общее пространство: зрелищные проекты развиваются на разворотах глянцевых журна-лов, со страниц прессы грандиозная фантазия мира «фэшн» обольщает и искушает, формулы модного языка оттачиваются в снимках и фотопроектах.

Самая ранняя из представленных на выставке работа – классический авторский отпечаток 1939 года «Корсет Mainbocher» Хорста П. Хорста – яркий символ Европы между двумя мировыми войнами. Он станет своеобразной начальной точкой отсчета истории модной индустрии: война кардинально ее изменила и подстегнула унификацию и нормирование легкой промышленности.

Вместе с тем, высокая мода по мере глобализации рынка и развития масс-медиа все больше осознавала себя как сферу фантазий и амбиций. Совместно с фотографией она создавала желанные образы, в которых универсальность языка сочетается с недоступностью мечты. 

В XX веке модная фотография, с одной стороны, совершает экспансию в область высокого искусства, с другой – завоевывает позиции в сфере популярной культуры.

Работы Эрвина Блюменфельда и Ирвина Пенна, выполненные для обложек «Vogue» в 1950 году, расшатывают представление о коммерческой функции модного снимка: они выглядят не столько как реклама одежды в привычном для современников смысле, сколько как самостоятельное произведение искусства.

Постепенно, с ростом благосостояния и притоком капитала в индустрию, модные съемки становятся все более масштабными и дорогостоящими, а фантазии фотографов – все более причудливыми. Символом амбиций и напора модной съемки этого десятилетия становятся серии Ричарда Аведона, сделанные в экзотических уголках мира.

С 1970-х годов модная фотография начинает аккумулировать мрачную и подчас протестную энергию субкультур – особенно ярко мотивы вуайеризма, эротики выразились в снимках Хельмута Ньютона. К концу 1980-х годов в массовой культуре появляется феномен «супермодели»: героини обложек журналов получают колоссальный капитал публичности и почитаются наравне с кинозвездами. Снимок Херба Ритца с пятью супермоделями (1989) отражает этот новый статус моделей как селебрити. В 1990-е годы догматичному языку традиционного глянца молодые модные фотографы противопоставляют непринужденность, постмодернистский юмор, прямоту и дерзость интонаций.

Сегодня модная индустрия не просто играет с тенденциями, производя привлекающие внимание символы, она постоянно переосмысляет свой изобразительный канон, этические и эстетические законы.

Выставка «Красота и стиль. История модной фотографии из собрания Фонда Still Art» подготовлена Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа в рамках проекта «Эрмитаж 20/21». К выставке подготовлен иллюстрированный каталог, авторы текстов: Д.Ю. Озерков, Н.Э. Григорьева-Литвинская, Д.А. Панайотти, Н. Хершдорфер.

Куратор выставки: Дмитрий Юрьевич Озерков, заведующий Отделом современного искусства.

 

изображения не найдены

 

Информация (на 06.12.2021):

Государственный Эрмитаж — Главный штаб, Белый зал.

Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 6/8.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».

Время работы:

Главный музейный комплекс – вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов — https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/tickets

 

Смотреть еще

Галерея Парк Фотовыставка Без барьеров IX Всероссийского фотоконкурса о жизни людей с ограниченными возможностями

Без барьеров.

С 21.12.2023 до 14.01.2024 в Галерее «Парк».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *