Пятница , 19 апреля 2024

Виктория Хан-Магомедова. Текстильные вселенные Веры Занегиной.

Вы когда-нибудь рассматривали текстильное панно, красиво представленное на белой стене галереи, и задавали себе вопрос: «Как же это сделано? Как художник добился такого поразительного результата, что мы не замечаем технических сложностей и наслаждаемся силой и красотой звучания образов?» Как удалось художнику с помощью превращения волокон, манипуляций с фрагментами ткани, благодаря использованию рукотворных и машинных техник, так ясно и убедительно передать своё послание, повлиять на чувства, воображение зрителей?

Такие вопросы возникают во время рассматривания текстильных панно Веры Занегиной, в которых есть красота, загадочность, непредсказуемость, изящество, глубина, тактильная притягательность. Порой не замечаешь нетканую основу её вещей, которые преодолевают текстильную свою природу родом из ДПИ и выходят на новую тропу современного, актуального, концептуального текстильного искусства.

Что же происходит с текстильным искусством сегодня? На протяжении долгого периода оно рассматривалось как «несчастливая сводная сестра» современного искусства, как ремесло, в котором слишком большой акцент делался на материальных, технических аспектах. Поэтому оно становилось непригодным средством для   воплощения законченных, многозначных художественных концепций. А тот факт, что большинство текстильных панно выполнены женщинами, также отнюдь не повышает престиж этой художественной формы.

В текстильном искусстве используются различные ремесленные техники – валяние войлока, ковроткачество, вышивка, плетение кружев… Практика ткачества была изобретена 27000 лет назад, что делает её одной из старейших форм технологий, используемых человеком. В последние десятилетия текстильное искусство переживает Ренессанс, художники нарушают границы традиционных форм, относящихся к текстилю, возводя его на уровень большого искусства. Поворотным пунктом в этой истории стали 1970-е. Актуальные художницы Джуди Чикаго и Мариам Шапиро бросили вызов различию между текстильным и изящными искусствами, обращаясь к техникам, которые традиционно отождествлялись со сферой «женских ремёсел» как шитьё и крестообразная строчка.

 

изображения не найдены

 

Ткань часто являлась синонимом авангарда или революции в сфере искусств. Делая выбор в пользу текстиля, авангардисты включались в пластическое обновление и свежую подачу материалов и техник, традиционно отождествляемых с профессией ремесленника. Сегодня текстильные практики используют различные художники, как знаменитый американский скульптор Луиза Буржуа, чьё текстильное творчество повсеместно признано, наряду со скульптурными произведениями. Историки и критики искусства полностью уравняли в правах текстильные практики со старшими искусствами и вели теоретическую и институциональную борьбу за легитимизацию текстильных художественных практик. И художники внесли в эту борьбу свою лепту: Роберт Моррис и его войлочные скульптуры, «Званый обед» Джуди Чикаго, монументальные работы, инсталляции Шейлы Хикс…

Вот предпосылки для истории нового современного текстильного искусства, которое иногда называют концептуальным. А итальянская художница по текстилю Лидия Предоминато даже придумала новый термин для современного текстильного искусства: «художественная практика, для которой характерно использование таких материалов, как волокна и ткани, с применением многочисленных производственных техник». И всё же наибольшее распространение получило определение концептуальное текстильное искусство.

Художниками-новаторами в сфере современного текстильного искусства являются Люси Орта, Трейси Эмин, До-Хо Сю, Йинка Шонибэа, Эрнесто Нето, Жоанна Васконселос, Бригитта Букен Селле. Они находят новые способы обновления текстильных практик, технические возможности которых безграничны. Текстильные практики следует рассматривать в самом широком диапазоне: текстильные инсталляции, скульптуры, работы с вышивками, мягкие скульптуры, панно с оригинальным использованием тканей, работы с применением экспериментальных, цифровых технологий, произведения site specific в музеях и галереях. Одно из новых названий современного текстильного искусства – Soft Art (Aline Dallier), мягкое искусство. С одной стороны, здесь идёт речь об отсутствии жёсткости в используемых материалах: хлопок, шерсть, шёлк, нейлон и волокна из бумаги, стекла, каучука или пластика. С другой — термин свидетельствует об определённой гибкости между понятиями искусство и ремесленничество, теория и практика.

Даже определение текстильное искусство весьма зыбкое. Идёт ли речь о текстильном искусстве, мягком искусстве, искусстве изготовления тканей или искусстве создания изделий из нитей и волокон, эта художественная категория безгранична, потому что постоянно обогащается и расширяется.   Художники успешно внедряют, переносят элементы традиционного тканого искусства в актуальное искусство, сотворяя некий новый вид творчества, не имеющего отношения к декоративно-прикладному искусству.

 

изображения не найдены

 

Длительное время текстильное искусство рассматривалось лишь как функциональное или декоративное. Постепенно оно стало полностью оцениваться как художественная практика. Художники и критики ведут борьбу против иерархической системы в оценке разных видов искусств, которая предстаёт устаревшей и стереотипной. Эта иерархия восходит к эпохе Ренессанса, когда установилась строгая классификация между той сферой, которая традиционно называлась изящные искусства (старшие искусства) и декоративно-прикладным искусством – младшие искусства (то есть тем, что имеет отношение к ремесленничеству в искусстве). Старшие искусства ассоциировались с идеей, гениальностью, творческим вдохновением. А младшие искусства имели отношение к материалам, мануальной, механической работе и к производству объекта. В этой иерархии текстильному искусству приписывается второстепенная роль. Сегодня всё изменилось. Текстильное искусство не только стало мощным источником вдохновения для актуальных художников, но превратилось в самостоятельный вид современного искусства — концептуальное текстильное искусство.

В таком контексте текстильное творчество Веры Занегиной (которое следует отнести к концептуальному текстильному искусству) весьма знаменательно и заслуживает пристального внимания. Выпускница Московского Государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, она обратилась к текстильному искусству, долго и упорно искала технику и технологию, подходящие для воплощения творческих замыслов и выбрала Felting Art рrotis, технику нетканого гобелена, живописного иглопробивного войлока.  И в течение трёх лет создала яркие работы в этой технике. Художница постоянно экспериментировала, обогащала технику Art protis, находила неожиданные решения, использовала новые материалы, необычные цветовые сочетания.

Новую технику для создания нетканых текстильных панно изобрели в 1964-м в Научно-исследовательском институте по изучению свойств шерсти, в Брно трое учёных. И назвали новый метод Art рrotis. Техника была чрезвычайно популярна на Западе в 1980-е, затем забыта. Сегодня интерес к Art рrotis возрождается за рубежом и в нашей стране. Техника предполагает пробивку ткани иглами вручную или с помощью специальной машины. Грубую чистую шерсть, другие ткани, волокна ручным способом художник накладывает слоями на текстильную основу.

В конце процесса возникшая из этих слоёв поверхность фиксируется на специальной иглопробивной машине. Можно варьировать толщину слоёв и добиваться различных цветовых переходов, можно использовать фрагменты различных тканей, материалов, кружева. А фиксирование столь богатой поверхности осуществляется с помощью особого станка. 

 

изображения не найдены

 

Отличительной чертой работ Веры Занегиной является полный отказ от шерсти и других натуральных тканей, а использование исключительно синтетики, являющейся продуктом газового конденсата или нефтепереработки.

Занегина с энтузиазмом работает с техникой Art рrotis, находит новые свежие подходы. Хорошо продуманные композиционные решения, неяркие цветовые сочетания, неожиданная интрига — работы художницы необычайно многообразны, в них всегда прослеживается подтекст, загадочность.

Композиция, идея, мнение, средство и… техника.  Именно техника для Занегиной – важнейший инструмент, позволяющий выразить и связать все элементы творческого процесса. «Техника часто диктует появление образа, его рождение, превращения» — говорит художница. Когда наблюдаешь за её процессом работы, поражает, как она схватывает колоритную живописную красоту уникальной техники Art рrotis, а весь творческий процесс воспринимается как большой увлекательный эксперимент. Вдохновляясь разнообразными возможностями техники, Занегина осуществляет различные эксперименты с материалами, использует синтетические ткани, которые сочетает с органзой, бархатом, парчой, волокнами, от чего работы кажутся ещё более красивыми («Старый город», «Песня гор»). Порой нелегко определить, какую технику применила художница, потому что постоянно возникают живописные ассоциации, а работы выглядят особенно оригинальными и интригующими («Сплетения»).

Иногда возникает ощущение, что разработка форм в нетканых вещах Занегиной следует внутренней математической структуре, полученной из бесконечного повторения и комбинирования элементарных мотивов. Но это обманчивое впечатление. Конечно, экспериментирование с многочисленными типологиями материала и изучение различных техник легли в основу её поисков первичных структур текстильного искусства. Добившись синтеза такой формы творческого самовыражения, через нововведения и экспериментирование, через свободу творческого поиска она даже пришла к своеобразному разрушению этой формы. Но особое обаяние её работам придаёт именно элемент случайности, непредсказуемости, когда она не знает, какие эффекты возникнут, например, из-за определённого режима работы машины или, когда она отходит от предварительного эскиза и следует за интуицией, воображением. 

 

изображения не найдены

 

Для Занегиной текстильное искусство — не только сфера применения творческих способностей и вид деятельности, доставляющий огромное удовольствие и удовлетворение. Текстильное искусство также предоставляет богатые возможности для воздействия на зрителя. Работа с тканью для неё — это поиск смысла, идеи, мнения, который визуально передаётся в желании к коммуникации. 

Процесс создания текстильного панно Веры Занегиной напоминает настоящий перформанс, настолько он познавательный и зрелищный. Технология, техника, поиск художественного образа так тесно переплетаются, что вместе с художницей вы погружаетесь в таинственные, неведомые миры, где действуют иные законы, где дышится легко и свободно, где торжествует красота. Завораживает, как она работает пальцами, как проникает в материю, как прикасается к волокнам, кусочкам ткани, как спутываются, переплетаются, проникают друг в друга ворсинки, волокна тканей, как она раскладывает ткани, находит нужные оттенки, как работает с иглами, с машиной.

Особенно впечатляет, как ткань разбивается иглами до состояния волокон. Прикосновение является частью её творчества, она руководствуется своими ощущениями, сознательными действиями и бессознательным. И нет разделения на технические, технологические, художественные моменты. Все элементы подчинены творческому жесту, который материализуется в удивительных работах – «Потоки», «След времён».

Иногда образ рождается, благодаря особенностям техники. Занегина выполняет работу, используя заранее подготовленный эскиз, но часто она меняет какие-то элементы в эскизе и следует за превращениями материала, неожиданно возникающими во время технического процесса. И в работах появляется ощущение импровизации, непредсказуемости — «Игра в прятки». В текстильных панно художница умело использует богатство фактур: акварельная, витражная, коллажная, с пастозными лессировками. Такие эффекты достигаются благодаря технике Art рrotis и с помощью экспериментирования, применения синтетических тканей, органзы. Не удивляет высказывание Занегиной: «Я восхищаюсь этой технологией». А конечный результат, по её мнению, зависит от поведения тканей.   

Темы, жанры, сюжетные ходы бесконечно варьируются: от утончённых абстрактных работ до натюрмортов, пейзажных панно, фигуративных композиций, фантастических феерий. Среди повторяющихся тем – идентичность, воспоминания, любовь, сказочные сюжеты: лирические работы и полные драматизма, хрупкие, лёгкие, одухотворённые вещи и сложные многофактурные панно. Художница вдохновляется послевоенной французской абстракцией, старинным декоративно-прикладным искусством. О русских вышивках нитками по красному фону напоминают удивительно красивые панно «Лев и собака» и «Райский сад» из серии «Говорящие картинки». На красном фоне «выплывают» стилизованные, изысканные изображения: птица, лев, дерево, лодка, солнце. Во всём прочитывается тайный подтекст. 

Особенно привлекают работы с изображением стеклянных рюмок, в которых так тонко передана их хрупкая природа — полиптих «Памяти Пиросмани», вдохновлённый работами Пиросмани. Благодаря изощрённой техники исполнения, ей удалось передать текстуру стекла. Некоторые изображения рюмок на панно кажутся таинственными, мерцающими («Старая французская рюмочка»). Как и в других панно, возникают чисто живописные эффекты. А их текстильная природа почти не прочитывается. 

 

изображения не найдены

 

Занегину объединяет с представителями концептуального текстильного искусства (возникло около 2010-го) переоценка истории искусства в контексте глобализации, нарушение границ между искусством и ремесленничеством. А также приверженность трём ступеням ритуала: интимное приближение к материалу, проникновение в материал и трактовка материала как живого, биологического органа. Пространство пребывания каждой её работы созерцательное, а время становится творческим элементом. Жесты ритуализируются, давая рождение рефлексирующим произведениям, согласно метафоре объединения: объединяться, чтобы стать сильней.

Как сложится творчество Веры Занегиной в ближайшее время? Предположения всегда зыбкие, приблизительные, спорные. Возможно, как у итальянской текстильной художницы Лидии Предоминато, в её творчестве всё большую роль будет играть идея, появится глубокий интерес к концептуальным тенденциям и к новым художественным формам – инсталляция, скульптура.

Возможно, она даже будет создавать site specific работы для зарубежных выставок, пытаясь найти более инновационную и революционную манеру проникновения в экспозиционную среду. И постепенно ткань на её текстильных панно превратится в лингвистическое средство, а волокна, переплетения кусочков ткани, спутанные нити, узлы станут словами, образующими дискурс, который лежит в основе визуальных и текстильного искусств.    

Количество созданных текстильных панно в технике Art рrotis, характер и направленность поисков Занегиной впечатляют. Наверное, пока ещё не всё получается так, как ей бы хотелось, но требовательная к себе художница, руководствуясь нитью Ариадны, преодолеет все ловушки и трудности в лабиринте реальности. Она избрала верный путь. И впереди её ожидают новые открытия.    

Виктория Хан-Магомедова

 

Смотреть еще

Выставка Гжель Школа творчества Татьяна Федоровская и ученики Музей декоративного искусства

Гжель. Школа творчества. Татьяна Федоровская и ученики.

С 15.12.2023 до 28.01.2024 в Всероссийском музее декоративного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *