Четверг , Апрель 22 2021
Главная / Выставки / Выставки в 2021 году / Выставки в марте 2021 / Рисуя блокаду. Дневник архитектора Я.О. Рубанчика. 1941-1944.

Рисуя блокаду. Дневник архитектора Я.О. Рубанчика. 1941-1944.

С 27.01 до 01.03.2021 в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург.

Музей истории Санкт-Петербурга представляет в Петропавловской крепости выставку «Рисуя блокаду. Дневник архитектора Я.О. Рубанчика. 1941-1944».

Яков Осипович (Иосифович) Рубанчик родился в Таганроге в 1899 году. В начале 1920-х годов приехал в Петроград. По окончании архитектурного факультета Высшего художественно-технического института в 1928 году получил звание художника-архитектора. Принимал участие во многих архитектурных конкурсах в Ленинграде, Кронштадте, Москве, Таганроге, Одессе и получил более трех десятков премий.

По его проектам возведены жилые и общественные здания в Ленинграде. Совместно с архитекторами    А. К. Барутчевым, И. А. Гильтером и И. А. Меерзоном участвовал в разработке проектов и постройке зданий для фабрик-кухонь в различных районах города.

Во время Великой Отечественной войны Рубанчик вместе с семьей остался в осажденном Ленинграде. В первые военные месяцы участвовал в строительстве оборонительных рубежей города, маскировке административных зданий, промышленных, транспортных и военных объектов.

Весь период блокады он работал в Отделе охраны памятников Управления по делам искусств Ленсовета, занимавшимся организационными и практическими мероприятиями по сохранению архитектурных и скульптурных памятников города. В ноябре 1941 года при непосредственном участии Рубанчика были сняты с постаментов и закопаны в специальных укрытиях знаменитые скульптурные группы Аничкова моста.

В это же время архитектор приступил к обмеру зданий Пажеского корпуса (бывший Воронцовский дворец, архитектор Ф. Б. Растрелли) и Мальтийской капеллы (архитектор Дж. Кваренги). Завершена работа была в 1943 году, ее итогом стала серия обмерных чертежей, которые в случае разрушения или повреждения этих памятников архитектуры могли служить основой для их воссоздания.

Как архитектор, принимающий участие в работах по маскировке и укрытию памятников культуры Ленинграда, Рубанчик имел официальное разрешение делать зарисовки. День за днем художник фиксировал жизнь блокадного Ленинграда. Сделанные им с натуры графические листы имеют огромную документальную ценность. В них, острый взгляд художника подметил страшные детали повседневной жизни осажденного города, оставшиеся за кадром широко известной блокадной фото- и кинохроники, о которых мы узнаем только сейчас из недавно открытых и опубликованных дневников и мемуаров. В общей сложности за время блокады Рубанчик создал 330 работ.

С 1944 года Рубанчик работал в мастерской института «Ленпроект», разрабатывал проекты застройки новых районов города: Выборгского, Калининского, Московского. 20 декабря 1948 года архитектор скончался в Ленинграде и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.

На выставке в Петропавловской крепости можно увидеть 143 блокадных рисунка художника из серии «Ленинград в дни Отечественной войны. Дневник архитектора-художника Я. О. Рубанчика». Художник запечатлел работы по укрытию памятников архитектуры и скульптуры, строительство оборонительных сооружений, начало бомбежек и артобстрелов города, первые человеческие жертвы. Голод и холод, наступившие уже поздней осенью 1941 года и повлекшие за собой гибель сотен тысяч горожан.

Стойкость и мужество ленинградцев, проявившиеся в их поистине героических усилиях по очистке города от снега, мусора и нечистот весной 1942 года, а затем и в развернувшейся по всему городу массовой огородной компании. Подготовку к операции по снятию блокады Ленинграда. Последний лист серии посвящен малоизвестному факту, он изображает публичную казнь через повешение восьми немецких военнослужащих, состоявшуюся на площади перед кинотеатром «Гигант» 5 января 1946 года.

Рисунки выполнены пером, чернилами, графитными и цветными карандашами. На каждом стоит точная дата создания. Большинство листов сопровождается авторскими подписями, лаконичными, но очень образно и эмоционально комментирующими изображения. Также в экспозиции демонстрируются два листа из серии «Расстрелянный Растрелли»: зарисовки разрушенных дворцов в пригородах Ленинграда, которые архитектор выполнил сразу после освобождения города от фашистской блокады.

 

 

Информация (на 31.01.2021):

Петропавловская крепость, Санкт-Петербург.

Комендантский дом, выставочные залы.

Ближайшая станция метро «Горьковская».

Вход на эту выставку свободный.

https://www.spbmuseum.ru

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *