Курс лекций «Кино и современное искусство».

С 30.01 по 17.04.2021 — Московский музей современного искусства в онлайн формате.

Московский музей современного искусства представляет авторский курс лекций Ксении Голубович «Кино и современное искусство».

Автор и лектор курса Ксения Голубович — писатель, переводчик, литературный критик, кандидат филологических наук. Председатель жюри литературной премии имени Александра Пятигорского.

Даты проведения онлайн лекций: 30 января, 6, 13, 27 февраля, 13, 20 марта, 3 и 17 апреля 2021 – с 13:00 до 14:30.

Стоимость разового билета на онлайн лекцию: полный – 450 рублей, льготного – 150 рублей.

Лекции пройдут на платформе Webinar.ru.

Стоимость полного курса «Кино и современное искусство» с праздничной скидкой 20% — 2880 рублей. Акция действует до 30 января 2021.

Подробнее и покупка билетов — http://www.mmoma.ru/lectures/ 

 

Курс лекций Кино и современное искусство Московский музей современного искусства в онлайн формате.
Предоставлено: Московский музей современного искусства – ММОМА.

 

Расписание:

Лекция 1. «Зарождение кинематографа».

30 января 2021 – 13:00-14:30

Лекция проходит только в онлайн-формате на платформе Webinar.ru.

На первой лекции Ксении Голубович из курса «Кино и современное искусство» мы поговорим не только о том, как зарождался кинематограф и как менялось к нему отношение аудитории (ведь кино не сразу отнесли к серьезному искусству, сначала к нему относились как к части «рыночного балагана»), но и том, какие возможности появились у искусства с появлением киноязыка и новых средств передачи «реальности как она есть». В частности, мы затронем тему «насилия» и то, как она расшифровывает себя в двадцатом веке, почему оно становится столь важным и существенным – причем до такой степени, что его видят основой существования общества.

Лекция 2. «Вальтер Беньямин и кинематограф».

6 февраля 2021 – 13:00-14:30

Лекция проходит только в онлайн-формате на платформе Webinar.ru.

Вальтер Беньямин — немецкий философ, теоретик культуры, эстетик, литературный критик, эссеист и переводчик. А еще он одним из первых смог описать эффект воздействия новых технологий на общество и культуру и вплести его в концепцию современного искусства. Он создал «язык описания» эффектов кино и фотографии, который далеко выходит за рамки «предметного» интереса.

Через призму кино и фотографию Беньямин говорил об эпохе и предлагал думать не о кино как таковом, а «посредством» кино. Какие вопросы поставил перед наукой и обществом Вальтер Беньямин? Почему именно он заставил нас иначе относится к кино? Поговорим об этом на второй лекции.

Лекция 3. «Кинематограф VS Живопись».

13 февраля 2021 – 13:00-14:30

Лекция проходит только в онлайн-формате на платформе Webinar.ru.

Техника кинематографа создает новые «мыслительные объекты». Киноглаз видит и показывает то, что пропускает человеческий взгляд. Именно изнутри кино появляются «объекты во времени» — новые «герои». Все те, например, кто может задаваться ощущением «ужаса», «страха», «саспенса» — маньяки, детективы, следователи, полицейские. «Пустынность» творит героев вестернов, «скорости», тех, чьи «сверхобъекты» – это «погоня», «поезд», «дорога».

Кто такой Чарли Чаплин? Или Бастер Киттон – герои новой кинокомедии. Кто такие «кино-любовники»? Что такое вообще «кино-актер»? Что все эти фигуры «киноопыта» говорят о нас? На лекции мы продолжим размышлять о новых параметрах нашего опыта, показанного в кино. А также зададимся вопросом о том, что же называется «современным искусством».

Лекция 4. «Кино, современное искусство и бессознательное».

27 февраля 2021 – 13:00-14:30

Лекция проходит только в онлайн-формате на платформе Webinar.ru.

«Легкий и неосознанный гипноз кинематографа объясняется атмосферой темного зала, а также чередованием планов, светом и движениями камеры, которые ослабляют критический разум зрителя и оказывают на него воздействие, сходное с наваждением и насилием», – говорил Луис Бунюэль. Так он объяснял тот факт, что кино устроено не по законам логического движения от «от А к Б», а скорее, как сновидение.

И чем больше мы углубляемся в историю монтажа, тем больше понимаем, что то, почему мы воспринимаем киносообщение как естественное, к «логики разума» отношения не имеет. Мы поговорим о шести видах монтажа и, наконец, подойдем к основной теме курса — тому, как современное искусство начинает «входить в кино». В фокусе обсуждения ленты: Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Ларса фон Триера, Жана Кокто и Альфреда Хичкока.

Лекция 5. «Эффект Кино».

13 марта 2021 – 13:00-14:30

Лекция проходит только в онлайн-формате на платформе Webinar.ru.

Если в прошлой лекции мы говорили о том, как режиссеры используют «современное искусство» в кино, то на этой лекции речь пойдет о киноэффектах в современном искусстве — то есть о том, что дает эффект кино, или же эффект фотографии, когда он появляется в формате «картины». Рассмотрим, как этот эффект вытаскивает зрителя из сферы чувственного восприятия, получения «удовольствия» в сферу «мыслительную» и «абстрактную»?

Лекция 6. «Кино и состояние постмодерна».

20 марта 2021 – 13:00-14:30

Лекция проходит только в онлайн-формате на платформе Webinar.ru.

И кино, и фотография – это два искусства, которые постоянно поставляют нам зрелище. Но у этого зрелища есть и опасная сторона. Киноглаз способен увидеть нас, публику, и одновременно показать нам что в нас можно смотреть. Мы сами для себя становимся большим зрелищем: смотрим на все, что с нами происходит, включая сцены массового насилия.

А поскольку в массовом насилии нет героев – то «жертвами» его мы сами и являемся. Об этом часто думает постмодернизм, показывая – как в случае пьесы Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» – что вина второстепенных персонажей в том, что они именно «зрители».

Лекция 7. «Ино-пространство в кинематографе».

3 апреля 2021 – 13:00-14:30

Лекция проходит только в онлайн-формате на платформе Webinar.ru.

Киберпространство способно стать страной грез и потерянным раем, манящим полнотой ощущений. Бытие киберпространства расширяет, освобождает сознание, дает возможность видеть гиперизмерения. Это пространство и креативная зона, где царствует воображение и преступление.

Как писал отец киберпанка Уильям Гибсон: «сумрачная, слабо определенная область, где искусство еще не совсем переходит грань преступления, а преступление не совсем дотягивает до искусства».

На лекции мы рассмотрим как артхаусные, так и голливудские примеры проявления «киберпанковской чувствительности» и различные способы создания альтернативных миров в кинематографе, включая такие известные примеры, как «Матрица», «5 элемент», «Звездные войны» и «Терминатор». Мы обсудим роль идеи интерзоны для современного искусства.

Лекция 8. «Насилие и искусство».

17 апреля 2021 – 13:00-14:30

Лекция проходит только в онлайн-формате на платформе Webinar.ru.

В заключительной лекции курса мы поговорим о том, что такое современность: связана ли она с неким новым типом искусства и визуальности. Устарело ли кино и современное искусство? Устарело ли само наше чувство современности? Мы связали появление «кино» и современного искусства с определенным видом «управляющей» исторической силы, а именно с выступлением «насилия» и «массового общества» на авансцену.

Мы обратимся к двум важным текстам, «Разговор с японцем о языке» Мартина Хайдеггера и «Кино» Жиля Делеза, и увидим, что в этом отношении «теоретический» анализ превращает «кино» в некое размышление о современном искусстве как таковом.

А после зададимся вопросом — что произойдет в эпоху, когда уже не насилие будет основным «героем» истории. Мы стоим на пороге времени, когда вместо «насилия» в прямом его смысле — в смысле тотальной войны — мы переходим как бы к насилию нового типа, а именно к тотальности контроля. Не переходят ли тогда и кино, и современное искусство в разряд «ностальгического прошлого»? И что может быть тогда нашим прогнозом в отношении?

 

Check Also

Курс лекций «Вчера. Сегодня. Завтра. Современная архитектура и дизайн Европы».

Курс лекций «Вчера. Сегодня. Завтра. Современная архитектура и дизайн Европы».

С 04.02 по 08.04.2021 — Московский музей современного искусства в онлайн формате.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *