Сергей Георгиевич Масленников принадлежит к старшему поколению астраханских художников, на ранние годы которых пришлись знаковые события в художественной жизни края: основание Астраханской общины художников и картинной галереи, ставших средоточием местной творческой интеллигенции; организация первых крупных региональных выставок.
Интерес к живописи у Масленникова проявился ещё в юности, когда он с энтузиазмом посещал рисовальные классы при ремесленном училище, где обучался у Павла Власова (1859-1935), выпускника Академии художеств, известного художника и педагога. Занятия живописью были прерваны I мировой войной. Масленников был призван в действующую армию, а в 1918 году после лечения в госпитале направлен на Астраханские пехотные курсы в качестве курсового командира. Служба в армии не помешала талантливому молодому художнику осуществить мечту детства.
После Гражданской войны и революции он возобновил занятия в студии, затем закончил последний курс Астраханского художественного техникума. С 1926 года экспонировал свои работы на выставках астраханских художников. а в 1936 состоялась его первая персональная выставка. Особый интерес на этой выставке представляли произведения, выполненные в жанре портрета.
С 1949 по 1964 годы Сергей Масленников был директором Астраханской картинной галереи.
изображения не найдены
В собрании Астраханской картинной галереи бережно хранится живописное наследие Сергея Масленникова.
Одной из лучших работ художника по праву считается исполненный пастелью «Портрет матери» (1938). Искусствовед Ольга Рындина писала об этой работе: «В «Портрете матери» создан глубоко прочувствованный образ. Это мать-труженица. Заботы, переживания, прожитые годы наложили печать на её облик. В нём есть нечто созвучное образам той Руси, которую запечатлели полотна Сурикова». Работа экспонировалась на выставках астраханских художников в 1952 и 1963 годах.
Картина «На Каспии» (1954) была написана в годы, когда Сергей Масленников был директором Астраханской картинной галереи. Совмещая обязанности администратора и хозяйственника, занимаясь ремонтом полуподвального этажа, выбивая средства на асфальтирование дорог у здания галереи и ремонт полов в помещении, он тем не менее находил время и для творчества, и для любимой морской темы.
Стоит отметить, что тема моря волновала Масленникова художника ещё на ранних этапах его творческого пути. В 1933 году он написал масштабное полотно «Гибель «Каспия»», приобретённое Сталинградской картинной галереей.
«В серебристой глади моря, в парусах реюшек и шаланд словно выражаются все душевные порывы художника-мечтателя», – так поэтично писала про рыбацкие марины Масленикова искусствовед Ольга Рындина.
Выражаем благодарность Астраханской картинной галерее имени П.М. Догадина за предоставленные материалы.