Косторезное искусство чукотских мастеров 1930–1950-х годов.

С 22.12.2020 до 21.03.2021 в Российском этнографическом музее, Санкт-Петербург.

Выставка «Косторезное искусство чукотских мастеров» 30-50-х годов XX века» в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге – первая из серии небольших выставок по декоративно-прикладному искусству и культуре арктических народов сибирского региона.

Представленные в экспозиционном пространстве выставки «Арктика – земля обитаемая» редко экспонируемые предметы открывают для посетителей музея своеобразное окно в мир арктических охотников и оленеводов Чукотки, которая первой встречает утро в России.

Художественная обработка клыков моржа и костей морских животных уходит вглубь веков. На рубеже I тыс. до н.э – I тыс. н.э древние охотники помимо орудий труда и утвари вырезали из костей моржа фигурки промысловых животных, имеющих сакральное значение. Традиции создания анималистической скульптуры сохранялись и в начале XX века.

В 1930 – 1950-х годах в художественной обработке кости произошли значительные изменения. Важнейшую роль в объединении мастеров двух школ (дежнёвской и уэленской) и развитии косторезного искусства на Чукотке сыграло создание в 1931 году в п. Уэлен косторезной мастерской. Наряду с сохранением древних традиций, чукотское косторезное искусство наполнилось новым содержанием и приобрело иные черты.

Новые технологические приёмы обработки кости морских животных на токарном станке расширили возможности мастеров в создании менее статичной мелкой пластики и скульптурных сюжетных композиций. При изготовлении сувениров, к которым в определённой степени относятся представленные на данной выставке шахматы и домино, чукотские мастера показали не только прекрасное знание окружающей природной среды, но и значение конкретных животных в культуре морских зверобоев.

Самый крупный обитатель моря и тундры – белый медведь, занимающий важное место в материальной и духовной культуре приморских чукчей. Поэтому именно он является главной шахматной фигурой – королём.

Далее по значимости следуют – морж (ферзь) – главный объект промысла населения, олень (ладья), заяц (конь), песец (слон), нерпа (пешка). Чёрными в чукотских шахматах принято считать фигурки с обозначенными чёрным цветом глазами, носом и другими деталями.

С 1940-х годов сюжетной гравировкой, получившей развитие с середины XIX века, когда появился спрос на самобытные произведения косторезного искусства, наряду с мужчинами стали заниматься женщины. В работах мастеров В. Эмкуль, Н.Красновой, Е.Янку нашли отражение сюжеты национального фольклора. Многие из них позднее стали мастерами высокого уровня.

Заложенные в 30-50-х годах XX века новые элементы и приёмы послужили стимулом для развития косторезного искусства в дальнейшем. В настоящее время искусство косторезов, ставшее визитной карточкой Чукотки, занимает достойной место в многонациональной культуре России и хорошо известно во многих странах мира.

Представленные на выставке экспонаты – часть большой коллекции подлинных произведений косторезного искусства чукотских мастеров, являющейся результатом многолетней собирательской деятельности известного этнолога и общественного деятеля Валерия Александровича Тишкова.

 

изображения не найдены

 

Информация (на 23.12.2020):

Российский этнографический музей.

Адрес: город Санкт-Петербург, улица Инженерная, дом 4/1.

Время работы музея: вторник – воскресенье с 11:00 до 19:00, понедельник – выходной день.

Сеансы: с 11:00 до 18:00 каждые полчаса

Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные категории – 200 рублей, дети от 3 до 16 лет – 100 рублей.

https://ethnomuseum.ru

 

Смотреть еще

Российский этнографический институт Петербург Выставка Путь хлеба

Путь хлеба.

С 04.10.2023 до 17.03.2024 в Российском этнографическом музее, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *