Суббота , 20 апреля 2024

Катя Финкельштейн. Какими темами сегодня «болеет» молодое современное искусство? «ТемператYRA_2.0»: описательные статистики.

Экспериментальный арт-проект «ТемператYRA!» придуман и запущен в 2018 году создателями арт-сообщества YRA (Young Russian Artists). Особенности – полная свобода высказывания для художников, горизонтальные принципы формирования арт-среды, pop-up формат. Выставка проходит ежегодно.

«ТемператYRA!» посвящена теме «перегрева» творческого и эмоционального состояния художника и среды, в которой он работает. Температура, как индикатор состояния, степень нагретости, показатель нездоровья. Авторы проекта задаются вопросами: где взять инструмент измерения творческого напряжения в пространстве современного искусства? Можно ли его создать? Насколько он будет точным?

Одна из целей «ТемператYRA» – проследить, какие темы на самом деле интересуют художников?

Именно для чистоты эксперимента и был задуман проект, где не предусмотрено жёстких кураторских ограничений ни в темах, ни в медиумах. Раз в год авторы могут экспонировать любую работу, отвечающую основной и неизменной год от года идее: реакция на «напряжение среды» в настоящем, рефлексия, оценка того, к чему есть резонанс в данный период времени. 

Мне захотелось, не претендуя на фундаментальность выводов, применить свой опыт написания научной работы в области психологии и собрать, так называемые, описательные статистики проекта. Выборка для пилотного исследования составляет 34 автора – участников последней «ТемператYRA_2.0», прошедшей в октябре в галерее «Электрозавод» (кураторы Даша Блудова, Катя Финкельштейн). В результате анализа концепций представленных работ, их получилось сгруппировать в 5 основных тем высказываний.

Подробнее о выставкеhttp://cultobzor.ru/2020/10/3-ezhegodnyj-pop-up-proekt-temperatyra-2020/

 

изображения не найдены

 

Безусловно, ожидаемая тема — рефлексия и фиксация особенностей жизни в эпоху пандемии.

Разнообразные отраженные художниками аспекты нашей жизни в локдаун сводятся к теме перехода тех или иных границ привычного, возможного, нормального. Каково это жить в пограничном состоянии? Что там за границами привычного опыта?

В масштабной работе Елены Благославовой опыт вынужденной домашней изоляции сопоставляется с опытом изоляции психических больных. Вопрос жизни, за гранью нормы становится ключевым в сайенс-арт видео работе «Танец воды» Дианы Глимзяновой, саунд-треком к которой стала музыка, сгенерированная специальной программой из МРТ-снимка головного мозга художницы.  Новое обостренное ощущение своего тела и субъективных состояний фиксируется в скульптурах Татьяны Клят, Светланы Красинской, Натальи Драчинской и графике Екатерины Улитиной.

Рефлексия изменений опустевшего городского пространства, его новых правил и ограничений, представлена в принтах австрийской художницы Динары Хернтгаль и в масштабной инсталляции группы художников: Виктории Малковой, Александра Баталова и Натальи Тимофеевой.

«Как этот опыт нас изменил и изменит?», — этот вопрос становится лейтмотивом инсталляции Даши Кургузовой, отсылающей к полученным душевным «ранам», и двойного «аквариума», с заточёнными в нем скульптурами людей Павла Рогатова.

«Душевные «раны» дают нам очень много опыта и формируют нас. В настоящем сложилась ситуация, когда «поле боя» одновременно присутствует и на микро-, и на макро-уровнях, а изменения затрагивают все сферы жизни. Тем не менее, удивительная способность человека приспосабливаться оставляет надежду на успешную трансформацию – личностную, социальную, цивилизационную. Мы просто обязаны с этим справиться», — верит в лучшее Даша Кургузова.

 

изображения не найдены

 

Болезненность эпохи в зарисовках бытового контекста считывается в закрашенных белым полях живописи домашнего пространства Шамиля Шааева и виртуозно включающей ready made объекты инсталляции «Розы» Лады Учаевой.

Лада Учаева о своей работе: «В целом — работа про какой-то поворот к простым (и даже мещанским в каком-то смысле) вещам на фоне изоляции и тревоги. Вот это вот «повесить занавесочки» и «посадить рассаду» на балконе на фоне объявлений о «новой коронавирусной инфекции» по громкоговорителям, или там варишь себе кофе и обновляешь статистику по зараженным».

Тему увеличения нашего присутствия в виртуальной коммуникации и количества жизненных процессов, переходящих в цифровую среду, отражает гигантская цианотипия с мультиплицированным зуум-автопортертом художницы Анастасии Литвиненко.

Взаимодействие частной жизни, индивидуальной судьбы и глобального политического и социального  контекста, вопросы их взаимовлияния исследуются в изоляционных визуальных хрониках Кати Финкельштейн, серии из фарфора Анны Берч, минималистичной аудио-работе «Выстрел» Варвары Гранковой. Мысли о возможной скорой смерти исследует Полина Суровова в серии живописи «Черные дыры». 

 

изображения не найдены

 

Ряд художников представили работы на вневременные экзистенциальные философские темы. 

Что есть наше бытие? Какова наша природа? Предназначение? Что есть я?  Что есть время? Вопрос времени, невозможности поймать себя здесь в моменте, модальность времени в самовосприятии.

От размышлений на эти темы отталкивались художники Даша Блудова, Владимир Шишак, Александра Вар и Группа АМ, Елизавета Фролова. Приводим цитату из экспликации к инсталляции «Будущее Твой выбор» художницы из Саратова Елизаветы Фроловой:

  1. Загляните в «Будущее».
  2. Сделайте свой Выбор: сегодня (белый круг) или завтра (черный круг).
  3. Подойдите к своему Выбору. Попробуйте найти себя в нем… 

 

изображения не найдены

 

Вопрос качества потребляемой информации, эволюция информационного поля, его прессинг, влияние на нас и наши отношения «входящих потоков» сообщений поднимает в своих работах другая группа художников. 

«Это, наверно, не только про меня — даже при условии существовании cancel culture и всепомнящего интернета, забытыми становятся самые разные вещи. Инфоповодов так много, что предыдущие тут же перестают существовать”, — пишет о своей работе «Двери, светофоры» Дарья Воробьева.

Образ хаотичных следов, оставляемых встречаемой в интернете информацией, воссоздает на холстах Асмик Мелконян. Заостряет внимание на эффекте «deep fake» (размытие границ между виртуальным и реальным) работа художницы Маши Ивановой «DOG CODE». 

Переоценка информационных следов предыдущих эпох в контексте происходящего с миром информации сегодня, становится центральной темой серии графики Даниила Двинских, отталкивающиеся от фрагментов рукописей великих философов:

«Я намеренно довел эту идею до абсурда, исключив из текста всяческий смысл. Также, как и Витгенштейн, я в итоге прихожу к мысли о том, как смешна, нелепа и по сути обессмыслена философия как таковая, особенно в современном мире, построенном на очень высокой скорости всех процессов и невозможностью их осмыслить».

К осознанию того, что же мы все-таки потребляем каждый день на нашем информационном столе, побуждает инсталляция петербургской художницы Александры Омининой «Эквалайзер вкуса».

 

изображения не найдены

 

В меньшей степени были представлены работы, связанные с рефлексией самого искусства и происходящих в нем процессов.

Проекты, посвящённые теме искусства как такового, затронули как глобальную повестку, так и вопросы, сформированные через перцептивный опыт художника и его ежедневную практику. «Как должно выглядеть и что есть современное искусство?» — предлагает подумать лаконичная работа Евгении Пароль в форме бегущей строки «Смерть искусства????».

Исследование самостоятельной объектности палитры художника представлено в работе Анастасии Гросс. Желание «однозначность, функциональность знака взорвать изнутри», — в экспериментах с цветом и материалами у Sshayena.

В завершении разбора тем, как потайной выход в иное измерение, далекое от суеты человеческого муравейника, можно представить работы художников Юры Селиванова и Анастасии Ковалевой, предметом своего внимания выбравших внечеловеческие формы существования.

На протяжении двух дней в пространстве выставки жил и продолжал развиваться один из объектов Юры Селиванова — выращенный им мицелий: «Грибница, в отличие от глины, не только растет, но и живет. Вырастая в форму чаши, она принимает в себя и бережет землю, растения, воду», — комментирует художник свою работу «Schonen».

 

изображения не найдены

 

Таким образом, нельзя не отметить значительного влияния, оказываемого пандемической повесткой на темы, с которыми работают молодые авторы:

  • 56% представили проекты о различных аспектах проживания нами последствий встречи человечества с COVID-19 (Интересно, о чем бы могли быть работы этой части авторов, если бы не Пандемия?);
  • 17% показали работы на вневременные экзистенциальные философские темы;
  • 14% рефлексировали на тему отношений человека и информационных процессов современного мира;
  • 8% затронули проблематику искусства и его различных аспектов;
  • 5% посвятили работы теме вне человеческих форм существования.

Очевидно, что «повестка дня» оказывает очень сильное влияние на более чем половину участников, при этом каждый пятый художник работает с «вневременными» темами. Уникальность проекта «ТемператYRA» представляется в его регулярности, возможности свободно высказываться для авторов, гибкостью формата, открытостью для развития.

Поскольку «ТемператYRA» является ежегодным проектом с неизменной базовой концепцией, сравнение актуальных тем может также превратиться в увлекательный эксперимент.

Автор текста: Катя Финкельштейн.

Редактор: Дарья Кургузова.

 

Смотреть еще

Анастасия Секунда о выставке «Найти Внутреннюю Монголию. Часть I» в ARBUZZ Gallery.

Анастасия Секунда о выставке «Найти Внутреннюю Монголию. Часть I» в ARBUZZ Gallery.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *