Вторник , Октябрь 27 2020
Главная / TOP-10 / ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда.

ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда.

С 04.11.2020 до 07.02.2021 в Музее Москвы.

В 2020 году исполняется 100 лет со дня создания в Москве Высших художественно-технических мастерских — главного творческого института страны, определившего путь дизайнерского образования в России в XX веке. 

Музей Москвы подготовил масштабную экспозицию «ВХУТЕМАС 100. Школа авангарда», которая расскажет об этом институте как о родоначальнике современных художественных, дизайнерских, архитектурных, текстильных, полиграфических и художественных вузов.

Это первый выставочный проект, в котором в таком масштабе показаны производственные и художественные факультеты, отразившие художественные эксперименты эпохи авангарда. Открытие выставки состоится в рамках ежегодной Всероссийской Акции «Ночь искусств» — она пройдёт 3 ноября 2020.

Анна Трапкова, генеральный директор Музея Москвы:

«Одна из самых значимых дат 2020 года — столетний юбилей ВХУТЕМАС, Высших художественно-технических мастерских, который Музей Москвы отмечает масштабным выставочным проектом. В 20-е годы прошлого столетия ВХУТЕМАС стал школой авангарда, раз и навсегда изменив художественный язык.

На выставке мы рассказываем, как был организован ВХУТЕМАС, кем были студенты и преподаватели, как был организован процесс обучения и студенческая жизнь.

Важная часть экспозиции посвящена современным вузам — преемникам ВХУТЕМАСа. Таким образом, мы показываем связь между авангардным образованием столетней давности и тем, что происходит в художественных вузах сейчас. Это удивительная история про то, как одна школа заложила принципы художественного мышления на несколько поколений вперед».

Среди предметов выставки — живопись, графика, скульптура, архитектурные проекты, макеты, промышленный и графический дизайн, фарфор, текстиль, мебель, созданные студентами ВХУТЕМАСа. Объекты взяты из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного исторического музея, Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и других институций.

Первый раздел посвящен предыстории ВХУТЕМАСа и реформе художественного образования. Послереволюционные годы стали временем построения новой государственной системы, в том числе образовательной. В 1918 году была упразднена «Академия художеств». Новым творческим учебным заведением стали Первые Свободные государственные художественные мастерские, открытые осенью того же года в Москве.

Второй раздел рассказывает об Основном направлении и его дисциплинах: «Пространство», «Объём», «Графика» и «Цвет». Обучение этим предметам было обязательным для учащихся первых двух курсов всех факультетов. Программы Основного направления являлись «осью» ВХУТЕМАСа, зоной самых значимых преподавательских экспериментов и методов обучения. В этой части экспозиции будут представлены архитектурные макеты, скульптуры, графические и живописные произведения. Посетители также узнают о преподавателях направления — художнике и фотографе Александре Родченко, физике Николае Федорове, художнице Любови Поповой и других.

Александра Селиванова, куратор выставки:

«Сложность изучения ВХУТЕМАСа состоит в том, что он слишком велик; его немецкий визави Баухауз по количеству студентов и преподавателей был меньше в несколько раз. Подступиться к этой большой теме оказалось непросто, и мы внезапно обнаружили, что оказались в роли первопроходцев.

Вроде как все знают ВХУТЕМАС, ассоциируют с ним Родченко, Татлина, Удальцову, Лабаса, Мухину, Штеренберга, Лисицкого, Фаворского, Попову и других, но в действительности не представляют, что там происходило. Были выставки, посвящённые отдельным факультетам, педагогам, но целиком вот так широко и публично о ВХУТЕМАСе ещё не рассказывали.

Именно поэтому я пригласила делать со мной эту выставку 10 сокураторов — искусствоведов, историков архитектуры, дизайна. Конечно, это непростой эксперимент, но у нас сложилась прекрасная команда; мы все одного поколения, говорим на одном языке и считаем важным рассказать о ВХУТЕМАСе максимально широко — на основе новейших архивных исследований, но доступным языком, живо, внятно и связно.

В конце концов, мы рассказываем об институте, о студентах, а поэтому очень важно показать и живую атмосферу ВХУТЕМАСа, его повседневность, студенческие истории и воспоминания, творческие процессы, конфликты и дискуссии».

Значительная часть выставки посвящена производственным факультетам, под каждый выделен отдельный зал: Полиграфический, Текстильный, Керамический, Деревообделочный и Металлообрабатывающий. В этой части экспозиции посетители узнают о разработке шрифтов ВХУТЕМАСа, о школе Фаворского и поиске нового образа книги, о том, зачем дизайнеры тканей изучали технические дисциплины, и как керамика стала средством пропаганды.

Также посетители познакомятся с яркими образцами мебели и осветительных приборов с трансформирующимися элементами, оригинальными комплексными решениями для общественных и жилых интерьеров и историей создания советской мебели из гнутых металлических трубок.

Заключительный раздел экспозиции будет посвящен расформированию вуза и дальнейшей судьбе его факультетов, вошедших в состав других учебных заведений или организованных как самостоятельные институты — Полиграфический институт, Художественно-промышленное училище, Московский архитектурный институт, Текстильный институт и другие.   

 

 

Информация (на 08.10.2020):

Музейное объединение Музей Москвы — Корпус №1, Красный зал.

Адрес: Зубовский бульвар, дом 2, корпус 3.

Ближайшая станция метро «Парк Культуры» Кольцевой и Сокольнической линий.

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 21:00, понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни.

Входной билет на одну выставку: взрослые — 200 рублей, льготные категории — 150 рублей.

Входной билет на все выставки музея: взрослые — 450 рублей, льготные категории — 225 рублей.

 

Check Also

Конференция «Город после». Музей Москвы в рамках Московского Урбанистического Форума.

Конференция «Город после». Музей Москвы в рамках Московского Урбанистического Форума.

С 17.06 по 21.06.2020.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *