Воскресенье , 6 октября 2024

История развития мультимедиа искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1985-2000.

С 22.10 до 22.11.2020 в Центре современного искусства Сергея Курёхина, Санкт-Петербург.

Выставка «История развития мультимедиа искусства Ленинграда – Санкт-Петербурга. 1985-2000» в Центре современного искусства Сергея Курёхина в Санкт-Петербурге воссоздаёт многообразную картину происходившего в те годы интенсивного освоения новых путей и технологий в искусстве.

Поскольку до сих пор не существует объективного и полного исследования, организаторы собрали воедино и систематизировали по годам и направлениям этот процесс перехода от аналоговых технологий к цифровым.

От первых съёмок независимого и параллельного кино андеграундными режиссерами и художниками — к видео арту, к синтетическому перфомансу и хеппенингу; от традиционного и фотоколлажа к компьютерному коллажу, работе с программами и эффектами, монтажу и инсталляциям. Этот путь привёл к возникновению новых языков в искусстве: к сетевому искусству (веб-арту и нет-арту), виджеингу, диджеингу, саунд-арту и к художественным экспериментам с новым медийным пространством, столь актуальным в XXI веке.

Независимое кино и Параллельное кино, Некрореалисты, Новые Дикие, Речники, Новые Художники, Новые Композиторы, Пиратское Телевидение, Новая Академия, Товарищество Новые Тупые, АХЕ, Инженеры Искусств, Киберфеминизм, Галерея 21, группа Запасной Выход, группа Свои, ФНО — это те объединения и течения, деятельность которых в Ленинграде – Санкт-Петербурге на заре 90-х и во времена Перестройки способствовала возникновению новых направлений в искусстве.

Дух свободы, демократии, творческого эксперимента, который несла с собой перестройка, отразился в исканиях этих молодых независимых художников и режиссёров того времени, развивавших свое видение и авангардное искусство посредством освоения новых технологий.

Эксперименты пионеров медиа арта в России — фильмы, коллажи, инсталляции Ольги Тобрелутс, Константина Митенёва, Дмитрия Пиликина, Тимура Новикова и Сергея Шутова, группы Инженеры Искусств, Галины Леденцовой и группы Запасной Выход, Людмилы Беловой и многих других будут представлены на выставке.

Выставка начинается независимым кино середины 1980-1990-х. В экспериментальных фильмах и фотографиях конца 80-х появляются отголоски предвидения компьютерной эстетики будущего. Художники параллельного кино ломали традиционное видение кинопроцесса, они использовали доступные им приёмы для создания нового представления о фильме, монтаже, сюжете.

Легендарна история панк-корабля-искусство Штюбниц, пришвартовавшегося у берегов Невы в 1994 году. Оснащенный компьютерами и ставший творческой концептуальной лабораторией новых медиа, он повлиял на появление техно-культуры «Техно-Арт-Центра» и «Кибер-Фемин-Клуба», Галереи 21. В Петербурге начала 90-х годов появились первая в России компьютерная студия «Крейт», которая объединила вокруг себя художников, увлеченных новыми технологиями.

Важным разделом выставки является «Коллаж-Монтаж». Интересно проследить эволюцию этого метода в произведениях от аналоговых к компьютерным. От аппликационных коллажей «Инженеров Искусств», вырезанных и смонтированных вручную, анимационных коллажей параллельщиков, фотоколлажей Александра Филипченко, к первым новаторским компьютерным фото и видео-коллажам Ольги Тобрелутс, Егора Острова, анимациям Тимура Новикова, Сергея Шутова, к палитре компьютерных музыкальных клипов Андрюса Венцловы, Речников и Новых Композиторов.

В 1993 году на Пушкинской, 10 открылась Новая Академия Изящных Искусств (НАИИ). Здесь одновременно возрождались старые фототехники и активно использовались новые технологии. Тимур Новиков, культуртрегер искусства Петербурга, вёл обучение технологиям в НАИИ, откуда потом вышло много современных художников.

Знаменитое «Пиратское телевидение» (ПТВ), созданное художниками круга Тимура Новикова, Юрисом Лесником, Владиславом Мамышев-Монро и Георгием Гурьяновым, монтировало короткометражные фильмы, клипы, новости культуры за неделю для небольшого круга творческой молодежи, объединённой адресом Фонтанка, 145, которые потом показывали в клубах и на вечеринках.

История первых видео- и мультимедиа-инсталляций представлена несколькими авторами. Это — «Лабиринт» Ольги Тобрелутс, снятая и смонтированная в Германии на Offene Channel в 1990 году, документация экспериментов группы «Запасной выход», проходивших в Запасном дворце Царского Села в середине 90-х, «Оцифровка крови» 1998 года Людмилы Беловой и её «Вынужденный ракурс» 1999-2000 года, представляющий трёхэкранную инсталляцию и получивший приз на конкурсе International\Media\Art\Award в ZKM в Карлсруэ в 2000 году.

Хочется отметить тех, кто оказал большое влияние на развитие медиа технологий в искусстве в самом начале их появления, разработав в своих произведениях такие художественные подходы и приёмы, которые нашли применение в различных областях искусства в будущем.

Это целое созвездие имён: Евгений Юфит, Константин Митенёв, Евгений Кондратьев, Андрей Мёртвый, Сергей Добротворский, Эдуард Шелганов, Дмитрий Лурье, Иветта Померанцева, Олег Котельников, Иван Сотников, Олег Маслов, Виктор Кузнецов, Тимур Новиков, Сергей Шутов, Сергей Курёхин, Белла Матвеева, Владимир Захаров, Rivermax, Юрис Лесник, Георгий Гурьянов, Владислав Мамышев-Монро, Ольга Тобрелутс, Андрюс Венцлова, Валерий Алахов и Игорь Веричев, Юлия Страусова, Инал Савченков, Франц Родвальт, Сергей Еньков, Григорий Стрельников, Александр Филипченко, Егор Остров, Борис Казаков, Жора Баранов, Дмитрий Фролов, Ирина Актуганова, Алла Митрофанова, Дмитрий Пиликин, Вита Буйвид, Павел Семченко, Юрий Соболев, Галина Леденцова, Сергей Никокошев, Владимир Быстров, Татьяна Подвигина, Людмила Белова, Наталия Лях и многие другие.

Куратор: Виктория Илюшкина.

Выставка организована Санкт-Петербургской Новой Академией при поддержке Комитета культуры города Санкт-Петербурга. 

 

изображения не найдены

 

Информация (на 10.10.2020):

Центр современного искусства Сергея Курёхина.

Адрес: город Санкт-Петербург, Лиговский проспект, 73, 4 этаж.

Ближайшие станции метро: «Площадь Восстания», «Маяковская», «Владимирская», «Достоевская».

Время работы: понедельник – суббота с 12:00 до 21:00, воскресенье – выходной день.

Стоимость билетов: взрослые – 160 рублей, школьники и студенты – 110 рублей, пенсионеры – бесплатно.

Возрастное ограничение: 18+

Правила посещения Центра – https://www.kuryokhin.net/pravilaposeschenia

 

Смотреть еще

Ольга Тобрелутс и Ирина Дрозд. Ты тоже это видишь? Галерея современного искусства БИЗОN, Казань.

Ольга Тобрелутс и Ирина Дрозд. Ты тоже это видишь?

С 23.05 до 17.07.2024 в Галерее БИЗОN, Казань.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *