17.09, 15.10, 12.11 и 17.12.2020 в Музее декоративного искусства.
Всероссийский музей декоративного искусства приглашает на цикл лекций Татьяны Дашковой о моде в советском кино.
Советский кинематограф всегда относился к моде с подозрением. В «сталинское» время кинозвезды в повседневной жизни могли быть законодателями моды, а на экране носили одежду простую и незаметную. В эпоху «оттепели» в кино начинают появляться модно одетые люди, а предметом показа становятся универмаги, комиссионные магазины и дефиле. Однако и в этот период экспансию моды пытаются сдерживать или направлять в нужное идеологическое русло.
Какими путями мода отвоевывала себе место на советском экране? Как менялись смыслы, связанные с присутствием модной одежды в кадре? Как в разные десятилетия советской истории расширялся круг сюжетов, мест и ситуаций, где она могла быть показана? Об этом расскажет Татьяна Дашкова на лекциях в Центре моды и дизайна Всероссийского музея декоративного искусства.
Программа лектория:
17 сентября 2020 (четверг) – 19:00 – 21:00
За витриной универмага: Рождение моды в «оттепельном» кино.
В период «оттепели» политические и культурные изменения затронули все сферы советской жизни. Мода наконец проникла на советский экран: в фильмах стали появляться магазины и ситуации покупки или пошива одежды, а хорошо одетые люди перестали маркироваться как отрицательные персонажи.
В программе лекции:
Различные способы репрезентации моды в кинематографе «оттепели» и идеологические мотивы.
Проблематика нормативного и ненормативного потребления (образы спекулянтов, стиляг и других персонажей, связанных с миром моды и стиля).
Способы показа модных мест (ателье мод, парикмахерские, молодежные кафе), модного поведения и городских повседневных практик.
15 октября 2020 (четверг) – 19:00 – 21:00
«Подиумный момент»: Дефиле и модное преображение в позднесоветских фильмах.
Воплощением демонстративности, присущей институту моды, традиционно является дефиле. Кино осваивает демонстративность моды не только используя сюжеты, связанные с миром этой индустрии, но и делая элементом мелодраматического повествования модное преображение героя или героини.
В программе лекции:
С чем был связан амбивалентный характер модных показов в советских фильмах 1950-80-х годов и сомнительный статус манекенщиц в кино?
Какие смысловые метаморфозы претерпевали сюжеты модного преображения / изменения в советском кинематографе при переходе от «оттепели» к «застою»?
Как новые сюжеты и новая киноизобразительность повлияли на способы существования актера в кадре?
Как изменились типажи актеров, жестовое поведение и отношение к эротике на «оттепельном» и позднесоветском экране?
12 ноября 2020 (четверг) – 19:00 – 21:00
Бабетта, колдунья и Анжелика: Западные фильмы и советская мода.
Несмотря на общую либерализацию отношения к моде, в СССР второй половины ХХ века было крайне мало каналов для трансляции модных образцов, прежде всего, зарубежных. В сложившейся ситуации основными источниками информации о моде становились западные фильмы. Причем кинематограф, в силу своей специфики, отражал не только одежду, прически и макияж, но и походку, манеру носить вещи, общаться и проявлять любовные чувства.
В программе лекции:
Модные прически в советских фильмах: почему «бабетта» оказалась столь востребованной в культуре «оттепели»?
С какими сложностями сталкивались советские женщины, хотевшие следовать модному образцу? Как в связи с этим изменилась значимость парикмахерских и парикмахеров?
Как советская общественность реагировала на «модниц с начесами», и какое отражение и осмысление эти процессы получили в советском кинематографе 1960-х годов?
17 декабря 2020 (четверг) – 19:00 – 21:00
Мечте навстречу: Одежда в советской кинофантастике.
Кинофантастика всегда была важнейшим и плодотворным пространством для взаимодействия моды и кино. В советском фантастическом кинематографе мы можем наблюдать весьма необычные и неожиданные опыты работы с костюмом.
После 1920-х годов, появления протазановской «Аэлиты» с авангардными костюмами Александры Экстер и последовавшего упадка фантастики в «сталинское» время, кинофантастика начинает возрождаться в 1950-1960-е годы, постепенно завоевывая себе место в мейнстриме советского кинематографа.
В программе лекции:
Какие специфические особенности можно наблюдать в дизайне космических костюмов киногероев (элементы военной униформы, «следы» советского, «цитирование» западной моды и т.д.).
Какую идеологическую нагрузку несет в себе одежда в советских фантастических фильмах: костюмы астронавтов, футуристическая одежда людей будущего, способы показа «других».
Лектор: Татьяна Дашкова – кандидат филологических наук, доцент РГГУ, специалист по советской визуальной культуре, автор статей в журналах «Новое литературное обозрение», «Неприкосновенный запас», «Теория моды», «Логос» и книги «Телесность – Идеология – Кинематограф: Визуальный канон и советская повседневность».
Выступала в качестве эксперта в телепередачах «Жизнь как в кино», «Кинотеатр Арзамас», «Тайны кино» и на радиостанциях «Маяк» и «Говорит Москва». Читала лекции в Культурном центре ЗИЛ, Еврейском музее и центре толерантности, Музее Москвы, Мультимедиа Арт Музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина и др.
Информация (на 09.09.2020):
Всероссийский музей декоративного искусства.
Адрес: Делегатская улица, дом 3.
Ближайшие станции метро «Новослободская», «Маяковская» и «Цветной бульвар».
Покупка билетов онлайн и подробная информация на сайте музея –