С 02.10 до 11.10.2020 в Российской Академии Художеств.
В залах Российской Академии Художеств открывается выставка произведений заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств Павла Николаевича Тураева «Изоморфная трансформация», посвященная 65-летию скульптора.
Название выставки предлагает зрителю тематический аспект, внутри которого сосредоточены важные, прежде всего, философские представления о вневременном, и напротив, предельно современном творческом пространстве. В экспозиции представлены произведения, созданные автором в последнее десятилетие.
П.Н. Тураев родился в 1955 году и получил классическое академическое художественное образование. Выпускник знаменитой Московской средней художественной школы 1973 года, окончил 1979 году Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова, где прошел серьезную школу и приобрел профессиональные навыки в мастерской крупнейших мастеров отечественной скульптуры, президента Академии художеств СССР Н.В. Томского и профессора М.Ф. Бабурина. С 1977 года – активный участник молодежных, региональных и всесоюзных художественных выставок.
Павел Тураев свободно владеет художественной лексикой высоких стилей различных эпох и разнообразными средствами традиционной и современной пластики. Сегодня творческий метод мастера и слагаемые пластической манеры, его понимание языка скульптуры трансформировались в собственный полифонический стиль. В своем творчестве он всегда отталкивается от отображаемого, понимая изоморфную трансформацию как дистанцию по отношению к объекту и средствам созидания.
Экспрессивным приемом, проявляющим характер и эстетические свойства пластического образа, является использование Тураевым белого цвета. Автор представляет ряд работ, выполненных в керамике, тонированной белой эмалью. Белый цвет, символ чистоты, воздуха и пространства, открывает глубину дыхания скульптуры, степень ее взаимодействия со средой и зрителем.
«Нимфей» и «Трансформация мифа», «Сомнамбула» и «Святой Христофор», «Скерцо» и «Маска» из серии «Карнавал в Венеции», «Студентка» и «МоскваСитиГёрл» – перед нами герои древнего мира и современности, мифологические сюжеты, прочитанные в реалиях XXI века, образы сегодняшнего дня, свободные фантазии. Две композиции в керамике – «Крымский мост» и «Метрострой» – отклик скульптора на создание крупнейших, даже по меркам сегодняшнего дня, технических сооружений.
Глубоко личное отношение художника к изображаемому особенно характерно для произведений, посвященных теме Второй мировой войны. Трагические события и напряженный драматизм военных лет ярко отразились в жанровых композициях «День Победы» (бронза) и «А под Оршей снега» (шамот, эмаль), композиции «Собибор» (керамика, эмаль).
Характерной для Тураева глубиной размышлений наполнен и скульптурный натюрморт «Лулав и этрог» (керамика, эмаль), он увековечивает память героев Варшавского национального восстания, чья стойкость вписана в историю движения Сопротивления Второй мировой войны.
Павел Тураев всякий раз находит уникальную пластически-выразительную форму для представления «следов времени» в образе человека. Он обладает даром передать точное портретное сходство и соединить его с психологизмом.
Это характерно для портретов современников («Молодой Пастернак», «Певец Масловки. Народный художник России А.И. Морозов», «Композитор В.Я. Шаинский», «Дмитрий Покровский», «Портрет отца. Хирург Н.П. Тураев»и др.), а также произведений на тему спорта (серии «Сочи. Зимнее плавание», «Сочи. Пляжный волейбол», «Сочи. Школа тенниса»).
В произведениях последних лет скульптор использует неканонические приемы формообразования, элементы абстракции, искусно вводит конструктивные решения, подчеркивая динамику и/или монументальность произведения. Автор многочисленных скульптурных произведений, Тураев работает также в технике графики, имеет серии фоторабот, создает видеофильмы.
Выставка открывает перед зрителем очередную страницу творчества известного московского мастера, дает возможность осмыслить эстетические основы художественной выразительности конца XX – начала XXI века.
Текст составлен на основе статьи члена-корреспондента РАХ И.В. Тураевой.
изображения не найдены
Информация (на 27.09.2020):
Российская Академия Художеств.
Адрес: улица Пречистенка, дом 21.
Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры».
Время работы: вторник с 12:00 до 22:00, со среды по субботу с 12:00 до 20:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей.