Пятница , 29 марта 2024

Николай Лозовой. Возвращение.

С 03.09 до 18.10.2020 в Музее русского лубка и наивного искусства – Сретенка.

На выставке «Возвращение», которая знаменует собой символическое возвращение наследия Николая Лозового широкому кругу московской публики, представлено 49 работ художника – графика и живопись, в основном периода его жизни в Абхазии, в Сухуме.

Николай Лозовой (1901–1992) ­– ученик Павла Филонова и Казимира Малевича ­– сумевший создать свой уникальный художественный стиль, в основе которого, по словам автора, лежит «экспрессивная напряженность».

Графику Лозового характеризует напряженность линии, её взрывное движение, разнонаправленность штриха, смелость и сила нажима. Своеобразная сдержанная ярость контура оживляет фигуры, насыщая их энергией. Это вечный поиск неуловимой формы, ритма живого изображения – отчего графика Лозового оставляет тревожащее ощущение незавершенности, незаконченности, наброска. В то же время щедрый контраст выхватывает ускользающие очертания и заставляет глаза зрителя то отпускать линию в попытке объять образ целиком, то судорожно следить за её неистовым биением.

Живопись же Николая Лозового кажется на первый взгляд чем-то совсем иного рода. Обманчивая примитивность форм и главенство 2-3 цветов на полотне (особенно излюбленные охры и лазурь!) создают впечатление «детскости» картины, особенно при рассматривании их с приличного расстояния. Лозовой использует в работе почти импрессионистичный мазок, дрожащий и переливающийся, при этом сохраняя контуры объектов.

Он не прибегает к свето-воздушной перспективе, заменяя её скорее кулисной, но при этом очень точно передаёт взаимную работу света и цвета, уделяет внимание их зыбкости, преломлениям, наложениям: так отражается небо на спинах коров, окрашивая их темной бирюзой.

 

Николай Лозовой «Вода в степи» 1958. Предоставлено: Музей русского лубка и наивного искусства.
Николай Лозовой «Вода в степи» 1958. Предоставлено: Музей русского лубка и наивного искусства.

 

Экспрессивное напряжение, знакомое нам по графике, тоже прорывается иногда и внезапно в разлетающихся контурах кустарника или очертаний холмов, в сценах борьбы. При этом его работы отличает лаконичность композиции, отсылая нас к практикам авангарда. Работа с пейзажем и вовсе наводит на ассоциации с акварелями Эжена Делакруа. И всё это вместе – отнюдь не слепое наследование разным тенденциям, а сознательный поиск своего неповторимого стиля, который к концу жизни художника вызрел в абсолютную кристальную ясность.

Удивительно, как Николай Лозовой сопрягает небо и землю. Часто в его картинах облака как бы всплывают из-за линии горизонта, что невольно наталкивает на мысль о горных плато и хребтах, или о парении изображенного мира в небесах. Этот же странный эффект можно видеть в степи, где при ясном небе вид открывается на много километров, а мир, скругляясь, выносит наблюдателя/зрителя на высшую точку, с которой всё видно как на ладони.

Что бы ни изображал Николай Лозовой – он изображает суть жизни в её простоте, течении и силе. Интересно, что в работах 1970-80-х гг. часто появляются религиозные и мифологические мотивы, мотивы низвержения, борьбы. Связано ли это с предчувствием падения политического строя или с переосмыслением места человека, личности в противостоянии с огромными мировыми силами – сказать наверняка сложно.

Важно, что мотив борьбы и превозмогания занимает заметное место в творчестве художника. Это отчасти отражает и его судьбу, полную трудностей, вынуждавшую его к мобилизации сил и воли. Человек с такой судьбой не мог бы, пожалуй, создавать иное искусство. Искусство Лозового очищено от лишнего, случайного, тенденциозного, модного, — это освобождённое искусство, создававшееся «для себя» и правды. Это то, что делал Филонов, это то, что свойственно большинству художников-наивов, с которыми Николая Лозового роднит нечто слабо уловимое, с трудом поддающееся дефиниции, но абсолютно явное.

 

Николай Лозовой «Буйволы» 1985. Предоставлено: Музей русского лубка и наивного искусства.
Николай Лозовой «Буйволы» 1985. Предоставлено: Музей русского лубка и наивного искусства.

 

Информация (на 29.08.2020):

Музей русского лубка и наивного искусства – Сретенка.

Адрес: Малый Головин переулок, дом 10.

Ближайшие станции метро «Сухаревская» и «Сретенский бульвар».

Время работы: вторник, среда, пятница с 12:00 до 19:00, в четверг – с 12:00 до 21:00, в субботу и воскресенье – с 12:00 до 18:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов:

Основная экспозиция: взрослые – 150 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Временные выставки: взрослые – 50 рублей, льготные категории – вход свободный.

Фотосъемка — 100 рублей.

 

Смотреть еще

Музей русского лубка и наивного искусства Выставка Елена Колат Достоверность детского

Елена Колат. Достоверность детского.

С 20.07 до 04.08.2022 в Музее русского лубка и наивного искусства – Сретенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *