С 28.11.2019 до 31.08.2020 в Доме Остроухова в Трубниках.
Выставка возобновляет свою работу после периода самоизоляции с 16 июня 2020 года.
В отделе Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля «Доме И. С. Остроухова в Трубниках» представлена монографическая выставка, посвященная творчеству Виктора Голявкина и приуроченная к 90-летию со дня рождения писателя и художника. Выставка «Три стихии Виктора Голявкина» — первая попытка создать объемную картину его жизни и творчества, погрузить в стихию его текста и рисунка.
Экспозиция располагается в двух залах каменной пристройки дома. В первом зале представлены живопись, книжная графика (более 100 листов), автографы, книги, фотографии, документы; воссоздан «кабинет писателя». В «детском» зале, кроме многочисленных авторских иллюстраций, можно будет увидеть фрагменты из фильмов, созданных по мотивам повестей и рассказов Виктора Голявкина: «Мой добрый папа» (1970), «Боба и слон» (1972), «Лялька-Руслан и его друг Санька» (1980), «А ну-ка, мальчики!» (журнал «Ералаш», серия № 3).
Большая часть экспозиции построена на материалах, несколько лет назад переданных в фонды музея вдовой писателя Л. Л. Бубновой. Кроме того, представлены несколько живописных работ из семейного собрания Виктора Голявкина.
«Творчество — сложная стихия и там есть выбор всегда», — эти слова Виктора Голявкина стали его жизненным кредо. Он писал картины, сочинял рассказы и повести, рисовал к ним иллюстрации.
А. Найман говорил о Голявкине как о «важнейшем русском писателе второй половины XX века, авторе потрясающих коротких рассказов, чьи тексты нужно как можно скорее открыть — заново или впервые». Первые рассказы для взрослых были написаны Голявкиным в годы учебы в Академии живописи.
Он сумел соединить две традиции: зощенковскую разговорную стихию и обериутскую эксцентрику. Андрей Битов называл Голявкина своим учителем. Высоко ценил творчество Виктора Голявкина Юрий Олеша, писатели были знакомы лично.
У Виктора Голявкина типичная судьба писателя-шестидесятника. Он не был диссидентом, но был честен перед собой как художник. Его проза для взрослых не могла пробиться к массовому читателю через бюрократические и идеологические препоны эпохи, публикаций в советское время было очень мало.
Самые известные из них — несколько рассказов в третьем номере «Самиздата» у А. Гинзбурга (1960) и получивший скандальную известность рассказ «Юбилейная речь» в журнале «Аврора» (1981). Большая часть наследия была опубликована лишь незадолго до смерти писателя.
После года учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств) Голявкин поступил в этот институт и в 1960 году окончил его с дипломом театрального художника. В 1973 году он был принят в Союз художников СССР по секции графики. Стал одним из лидеров формировавшегося в Ленинграде художественного авангарда.
В живописи Голявкин — русский «сезаннист», но его излюбленные теплые и звучные тона напоминают не столько французские первоисточники, сколько южную живописную школу, например, творчество раннего М. Сарьяна.
Сегодня Виктор Голявкин известен, в первую очередь, как детский писатель. Начиная с первой книжки для детей «Тетрадки под дождем» (1959), он сам оформил большую часть своих книг для детей.
Куратор: Наталья Реброва
Информация (на 16.06.2020):
Дом Остроухова, филиал Государственного Литературного музея.
Адрес: Трубниковский переулок дом 17.
Ближайшие станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная», «Смоленская» и «Арабатская», или на троллейбусе «Б» или «10» до остановки «Дом Шаляпина».
Время работы: вторник, пятница, суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00, в среду и четверг с 11:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, студенты и пенсионеры – 150 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.
Посещение музея осуществляется строго по предварительной записи по телефону 8 495 695-53-08, электронной почте ex@goslitmuz.ru и через форму бронирования билетов на сайте музея:
В связи с санитарно-эпидемиологическими требованиями количество посетителей ограничено, а также временно приостановлено экскурсионное обслуживание. При входе на территорию музея необходимо использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки), которые можно приобрести у нас, а также соблюдать социальную дистанцию.