Пятница , 29 марта 2024

Проект Мультимедиа Арт Музея «Наша Победа — 75». Глава 8. Победа! Возвращение героев.

С 24.06.2020.

Мультимедиа Арт Музей, Москва в рамках программы «История России в фотографиях» 9 мая начал проект «Наша Победа — 75» на портале 9may.russiainphoto.ru. Он продлится до 24 июня, когда в 1945 году в Москве на Красной площади состоялся первый Парад Победы. Каждый четверг на сайте проекта музей открывает новые главы фотолетописи Великой Отечественной войны.

Новая глава расскажет об освобождении крупнейшего нацистского лагеря смерти Освенцима; о судьбоносной Ялтинской конференции, определившей облик послевоенного мира на последующие 40 лет; об ожесточенных боях на улицах Данцига и Вены; легендарной встрече союзных войск на Эльбе, штурме Берлина и подписании Акта о безоговорочной капитуляции Германии.

https://9may.russiainphoto.ru

Салют Победы 9 мая, Парад на Красной площади 24 июня 1945 года, встреча воинов-победителей на Белорусском вокзале — сегодня, 75 лет спустя, мы можем стать свидетелями этих событий благодаря работам выдающихся фотографов: Евгения Халдея, Аркадия Шайхета, Георгия Петрусова, Владислава Микоши, Ивана Шагина и многих других.

Два заключительных видеоролика посвящены важнейшим событиям, подводящим итог этой страшной войны — Потсдамской конференции (17 июля — 2 августа 1945), на которой решалась послевоенная судьба Германии, и Нюрнбергском процессе (20 ноября 1945 — 1 октября 1946) — «Суде истории» над преступлениями фашизма.

Перелистывая страницы фотолетописи Великой Отечественной войны, мы рассказывали и о военных фотографах, которые, рискуя жизнью, оставили нам бесценные свидетельства трагедии, которая не должна повториться. Среди тысяч фотокорреспондентов из 62 стран-участниц Второй мировой войны именно советские фотографы оставили самые пронзительные свидетельства тех страшных событий.

В каждой главе проекта военным фотографам посвящались отдельные материалы. Героями этих видеосюжетов уже стали многие выдающиеся мастера фотографии. В заключительной главе серию материалов о военных фотографах завершают Аркадий Шайхет и Георгий Петрусов.

 

Дмитрий Бальтерманц «Остановка на марше» 1945. Собрание: Мультимедиа Арт Музея, Москва. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Дмитрий Бальтерманц «Остановка на марше» 1945. Собрание: Мультимедиа Арт Музея, Москва. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музея, Москва.

 

Аркадий Шайхет (1898—1959) — классик советской фотографии. Он начал заниматься фоторепортажем еще в 1920-е годы и стал основоположником этого нового жанра в советском фотоискусстве. Шайхету принадлежат хрестоматийные снимки «Ходоки в приемной Михаила Калинина» (1924) и «Лампочка Ильича» (1926). К началу Великой Отечественной войны он был одним из главных фоторепортеров Советского Союза. 

География его командировок — это география всей страны. Шайхет снимал жизнь беспризорников, строительство каналов и электростанций, годовщину смерти Ленина, встречу челюскинцев и политические процессы. Во время войны он работал фотокорреспондентом в «Иллюстрированной газете», в августе 1941-го переименованной во «Фронтовую иллюстрацию», печатался в «Правде» и «Красной звезде».

Поиск выразительных ракурсов, съемка с высокой точки, стремление максимально артикулировать суть происходящего — весь опыт, накопленный за годы репортерской работы, проявился и в военных репортажах Шайхета.

Среди тысяч его военных снимков — знаменитая фотография станции метро «Маяковская», переоборудованной в бомбоубежище; съемка легендарного парада 7 ноября 1941 года; фотография «Коммунисты, вперед!», сделанная во время Сталинградской битвы; «И они познали горе», наполненный человеческой болью кадр из покоренного Данцига.

В 1945 году во время сражений под Кёнигсбергом Шайхет на редакционной машине, оборудованной под фотолабораторию, вывез с поля боя 15 раненых солдат. Сам он получил на фронте ранение и контузию.

Вернувшись в Москву, снимал салют Победы 9 мая и встречу советских бойцов на Белорусском вокзале. В его наградном листе 1944 года говорилось, что он «проделал огромную работу по освещению героики Отечественной войны». Шайхет был награжден одной из высших наград СССР — орденом Красного Знамени.

 

Аркадий Шайхет «Москва 1941. На станции «Маяковская». Собрание: Мультимедиа Арт Музея, Москва. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Аркадий Шайхет «Москва 1941. На станции «Маяковская». Собрание: Мультимедиа Арт Музея, Москва. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музея, Москва.

 

Георгий Петрусов (1903—1971) до войны снимал для легендарного журнала «СССР на стройке». Он работал вместе с пионерами русского авангарда — Эль Лисицким, Александром Родченко, Варварой Степановой. С началом войны Петрусов стал специальным военным корреспондентом Советского информбюро и газеты «Известия». Вместе с бойцами Красной армии он дошел до Берлина.

Режиссер Роман Кармен вспоминал, что Петрусов «всегда делал свою работу без суеты, тщательно готовился, предварительно продумывая детали, сюжеты, крупность планов, освещение и время съемки».

Именно Петрусову принадлежит самый подробный и эмоционально напряженный репортаж о подписании Акта о капитуляции Германии в Карлсхорсте. В среде фотокорреспондентов было известно, что Петрусов выбирает самые выигрышные точки съемки. Легенда гласит, что во время съемок Парада Победы на Красной площади, состоявшегося 24 июня 1945 года, толпа фотокорреспондентов следила, где расположится Петрусов, и направлялась именно туда. 

Петрусов, как и Шайхет, запечатлел встречу победителей на Белорусском вокзале. Главный эшелон с лозунгом «Мы из Берлина» прибыл в Москву 21 июля 1945 года. Героев встречали ликующие толпы людей.

Один из очевидцев записал в своем дневнике: «Такого количества цветов не видел даже на параде Победы. Когда поезд подходил к перрону, цветы подняли в приветствии кверху — площадь превратилась в цветущий луг!». И хотя впереди еще была война с Японией, трудные годы восстановления разрушенной войной страны, возвращение домой, радость встреч и слезы счастья, запечатленные на снимках Петрусова, означали начало новой жизни — безоговорочную Победу жизни над смертью.  

 

Георгий Петрусов «Встреча на Белорусском вокзале» 1945. Собрание: Мультимедиа Арт Музея, Москва. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Георгий Петрусов «Встреча на Белорусском вокзале» 1945. Собрание: Мультимедиа Арт Музея, Москва. Предоставлено: Мультимедиа Арт Музея, Москва.

 

Проект «Наша Победа — 75» включает 75 видеороликов на основе фотографий, 25 фотовыставок, ролики, посвященные военным фотографам, видеоролики на основе кинохроники военных лет, а также фотовыставки на основе семейных архивов, присланных пользователями на сайт «История России в фотографиях».

Особая часть проекта «Наша Победа — 75» — поиск утраченных имен военных фотографов и восстановление их биографий на странице warphotographers.russiainphoto.ru. В наших архивах есть снимки, авторы которых пока не установлены. Есть авторы, о которых неизвестно ничего, кроме имени и фамилии.

Каждый зритель сможет помочь в установлении автора фотографии, а также сможет добавить факты, помогающие восстановить биографии фотографов. Если у вас есть информация, присылайте ее на почту 9may@russiainphoto.ru. Совместными усилиями мы сможем вернуть из забвения имена тех, кто внес вклад в фотолетопись Великой Отечественной войны.

Карты сражений Великой Отечественной войны предоставлены АО «Роскартография» из Атласа сражений, выпущенного к 75-летию Великой Победы.

Корпоративный попечитель музея: Норникель.

 

Смотреть еще

Петербург Музей современного искусства Эрарта Выставка Огонёк Жизнь как праздник

Огонёк. Жизнь как праздник.

С 03.08 до 03.12.2023 в Музее современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *