С 03.03 до 11.04 в Галерее OVCHARENKO – ЦСИ «Винзавод». Выставка не работает!
Пространство OVCHARENKO Gallery временно закрыто из-за прогрессирующего распространения нового вируса COVID 19.
Будьте внимательны – выставка не работает!
В новой серии Михаила Доляновского происходящее на холстах сознательно оставлено недосказанным, по словам художника, «персонажи довольно абстрактны, это нечто усредненное, растекающийся социум».
При этом нарративность заложена в самой природе медиума живописи, которая всегда будет рассказом, чьим сюжетом может стать даже движение красочных слоев. Удивительно, что для поколения художников 2010-ых живопись снова актуальна.
Творческая ярость и неистовство, прежде рождавшиеся как борьба с консервативной традицией, теперь появляются из радости при виде потеков краски на холсте.
Во всех картинах Доляновского есть одна общая черта — это мускульное усилие персонажей, хорошо известное как непременное содержание и пластическая риторика той монументальной живописи, школу которой художник получил в Харьковской академии искусств и дизайна.
Нереализованное напряжение героев, застывших на холсте в странных позах, превращается в спазм самой живописи, чья тяжелая и вязкая материальность проявлена в новых работах со всей очевидностью.
Художник сегодня способен произвольно подключиться к любому фрагменту огромной традиции — за творческими ориентирами новое поколение, и Михаил Доляновский в их числе, обращается не к большим оперным темам немецкого неоэкспрессионизма, а скорее к лирике и загадочности итальянского трансавангарда.
Сейчас деконструкция живописи уже заложена в ней самой и требует не столько индивидуальных усилий художника, сколько ясного осознания окружающей тектоники, мест напряжений и разломов — социальных, художественных, исторических.
Один из проектов Доляновского назывался «Зомби вместо овощей»: переворачивая название популярной интернет-игрушки «Plants vs Zombies», он показывал написанные на изнанке овощных фанерных ящиков графичные кадры, близкие по стилистике к Раймонду Петибону.
Зомби и овощи использованы как в прямом, так и в переносном значении одураченных телевидением и пропагандой людей. В новых работах художника тоже встречаются подобные персонажи, все они неспешно пришли походкой зомби из масс-культуры.
Везде ощутимо увлечение научной фантастикой «категории Б» — с наступлением постмодернизма фильмы про монстров и похитителей тел стали объектом эстетского культа. Страх и ужас неопознанного особенно привлекательны в атмосфере оптимизма, как в 1960-ые годы, — реальность расслаивается, ее изнанка становится видна без психоделических препаратов, ужас смыкается с абсурдом.
Куб из картин, собранный в пространстве галереи словно приземлившийся посреди выставочного зала инопланетный корабль, не только разрушает привычную связь живописи с плоскостью стены, но еще и разворачивает всех зрителей лицом к центральному событию, — и друг к другу.
Павел Герасименко
Информация (на 03.03.2020):
OVCHARENKO Gallery в Центре современного искусства Винзавод.
Адрес: 4-й Сыромятнический переулок, дом 1, строение 6.
Ближайшие станции метро «Чкаловская» и «Курская».
Время работы: вторник – суббота с 10:00 до 19:00, понедельник и воскресенье – выходные дни.
Вход свободный.