С 05.01 до 30.08.2020 в Музее русского лубка и наивного искусства – Сретенка.
В экспозиции избранных работ из коллекции Музея русского лубка и наивного искусства собраны работы непрофессиональных художников, которые в российском искусствознании принято объединять термином «наивное искусство».
Этот термин, возникший во французской художественной критике конца XIX – начала XX века, был заимствован в 1980-ые годы российскими исследователями и к началу 1990-ых “прижился” в научной литературе.
С одной стороны, такой ход решил ряд методологических проблем (существующее в советское время понятие «самодеятельное искусство» в новых условиях стало непригодным, так как охватывало и рядовое, ничем не примечательное любительство, и творчество талантливых самородков), с другой – вызывал справедливое недоумение у посетителей выставок наивного искусства.
Связано оно с тем, что слово «наивный» в русской традиции ассоциируется с чем-то незамысловатым, простецким и где-то даже глуповатым, а на выставках перед зрителем предстояло серьёзное, глубокое, честное искусство, рассказывающее о человеческих горестях и радостях, о добре и зле, о жизни и смерти.
В экспозиции представлены работы тринадцати самоучек, чьё творчество входит в золотой фонд классики наивного искусства. Эти авторы получили признание в 1970 – 1980-е годы, именно в это время в СССР был пик интереса к наивному искусству.
Надо сказать, что в период советской власти самодеятельное творчество трудящихся всегда рассматривалось как компонента социальной культуры.
Но если в 1940 – 1960-х любителей принудительно обучали правильному академическому рисунку, изгоняя всё примитивное как враждебное задачам идеологической пропаганды, то, начиная с 1970-ых, политический дискурс меняется и произведения художников-наивов, творящих исключительно опираясь на внутреннее чутьё и фантазию, попадают в собрания музеев и становятся объектом научного исследования.
У наивного искусства нет адресата, нет манифеста, нет, и не может быть, узнаваемого стилистического кода. Это явление с трудом поддаётся научному анализу, потому как его сложно заключить в какие-либо рамки.
Оно подобно самой трепещущей жизни, жизни художника, которую он проживает – создавая, а мы – глядя на картины. Такой ракурс объясняет тематическое многообразие наива, где, как и в жизни, есть место всему: религии, политике, литературе, снам и несбыточным желаниям.
Каждый мастер наивного искусства – яркая индивидуальность, каждый самостоятельно взрастил себя как художника, по наитию нащупывая верные движения кисти, создал уникальную непохожую ни на что живописную манеру. Таких авторов принято объединять по формальному и крайне шаткому критерию – отсутствие систематического художественного образования.
По своей основой профессии художник-наив может быть геологом, водителем троллейбуса или строителем, но всё свободное время он посвящает творчеству. Искусство становится императивом, вне которого не мыслится жизнь. Роднит этих чудаков-одиночек, создающих картины не в угоду публики и не ради материальных благ, – любовь, дающая импульс созидать и творить.
На выставке можно увидеть работы Павла Леонова, Любови Майковой (бабы Любы), Кати Медведевой, Владимира Мизинова, Таисии Швецовой, Александра Белых, Михаила Ржанникова, Павла Реченского, Василия Шевченко, Марии Казьминой, Владимира Аносова, Ксении Корогод, Алексея Кондратенко.
Фоторепортаж Cultobzor.ru:
Информация (на 02.01.2020):
Музей русского лубка и наивного искусства – Сретенка.
Адрес: Малый Головин переулок, дом 10.
Ближайшие станции метро «Сухаревская» и «Сретенский бульвар».
Время работы: вторник, среда, пятница с 12:00 до 19:00, в четверг – с 12:00 до 21:00, в субботу и воскресенье – с 12:00 до 18:00. Понедельник – выходной день.
Стоимость билетов:
Основная экспозиция: взрослые – 150 рублей, льготные категории – 100 рублей.
Временные выставки: взрослые – 50 рублей, льготные категории – вход свободный.
Фотосъемка — 100 рублей.