Суббота , 20 апреля 2024

Розмари Трокель.

С 18.09 до 24.11.2019 в Мультимедиа Арт Музее.

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающейся немецкой художницы Розмари Трокель. Соорганизаторами выступают Институт связей с зарубежными странами (IFA) и Гёте-Институт.

Выставка Розмари Трокель является частью программы монографических выставок Института внешних культурных связей в Штутгарте, куда также были включены проекты, посвященные Зигмару Польке, Георгу Базелицу и Герхарду Рихтеру. Это говорит не только о положении, которое занимает творчество Трокель в истории современного искусства. В определённом смысле, взгляды ее старших коллег стали отправной точкой для развития идей художницы.

На художественной сцене 1980-х мужчины занимали доминирующее положение, и с этой ситуацией Розмари Трокель не могла согласиться. Она уверенно формирует собственную позицию, противопоставляя фигуре художника-гения женские ролевые модели и смыслы. Ее работы отражают исключительно женский характер художественного творчества и настаивают на фундаментальной критике господствующей системы искусства.

Наряду с критическим запалом, произведения Трокель насыщены живыми образами и яркими, убедительными концептуальными конструкциями. Она находит ироничную и юмористическую форму для самого серьезного интеллектуального наполнения, не обозначая при этом конфликт напрямую и не впадая в догматику.

Юмор и ирония позволяют ей дистанцироваться от содержания — возникает ощущение, что во время работы Розмари Трокель будто наблюдает за собой со стороны, всегда сохраняя самокритичность. Ей удается высветить предрассудки, с которыми женщины сталкиваются как в социальном пространстве, так и сфере искусства.

Художница воссоздает эти стереотипы, остроумно расставляя тематические акценты и мастерски подчеркивая их противоречия. В одном из своих ранних шедевров, «Рисовальной машине» (1990), которая представлена на выставке, Розмари Трокель со всей виртуозностью доводит до абсурда клише о связи женского искусства с тихими ремесленными практиками и машинальным трудом. Благодаря механическому производству авторского мазка живописца «Рисовальная машина» считывается как пародия на клише «художника-гения».

В начале 1990-х годов эту же стратегию Трокель применила при создании «вязаных картин», напоминающих помещенные на стену минималистские скульптуры. Художница избавила вещи, взятые из повседневной жизни женщин, от их традиционных функций.

Подобно использованной в «вязаных картинах» шерстяной пряже — идеологически заклейменной как «типично женский» материал, — электрические конфорки теряют свою связь с банальностью быта или техники. Будто женские эквиваленты «мужского» писсуара Марселя Дюшана — изначально произведенного промышленным способом без участия художника — вязаные картины и конфорки тоже проникли в музей в качестве предметов искусства.

В своих произведениях Розмари Трокель старается избегать прямолинейного высказывания и намеренно выбирает окольные художественные пути. Последовательно придерживаясь метода деконструкции, она ставит под сомнение каждый найденный ответ либо вообще отвергает его. Поэтому непосвященному наблюдателю ее работы могут показаться противоречивыми и сложными для понимания.

Но, на первый взгляд разнородные произведения и серии работ Трокель являются элементами исследования, основанного на естественнонаучном (Розмари Трокель уделяет особое внимание антропологии) и эстетическом принципах.

При этом каждая такая серия работ словно опутана тонкой сетью ассоциаций, в которой изначальные смыслы и мотивы, будучи однажды сформулированными, в течение многих лет получают многочисленные воплощения в различных медиа и таким образом постепенно объясняют сами себя.

Использование традиционных и новейших выразительных средств в ее произведениях позволяет установить самые глубокие связи. Это особенно характерно для рисунков тушью, углем и карандашом, коллажей и компьютерных изображений, занимающих важное место в творчестве художницы.

Розмари Трокель создает рисунки на всех этапах работы — это эскизы, наброски, а также записи наблюдений и идей. Но, как хорошо видно в недавних крупноформатных работах, рисунок представляет собой отдельное направление в ее искусстве. Поэтому графике Розмари Трокель, наряду с видео, на выставке отведено особое место.

Куратор: Гудрун Инбоден

Соорганизаторы: Институт связей с зарубежными странами (IFA), Гёте-Институт

Стратегический партнер музея: Tele2

 

 

Информация (на 12.08.2019):

Мультимедиа Арт Музей.

Адрес: улица Остоженка дом 16.

Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры.

Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для школьников и пенсионеров – 50 рублей.

Каждый третий вторник месяца вход в музей для всех посетителей бесплатный.

 

Смотреть еще

Петербург Музей современного искусства Эрарта Выставка Огонёк Жизнь как праздник

Огонёк. Жизнь как праздник.

С 03.08 до 03.12.2023 в Музее современного искусства «Эрарта», Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *