Вторник , Апрель 23 2019
Главная / Выставки / Выставки в 2019 году / Выставки в апреле 2019 / Роберто Матта и четвёртое измерение.

Роберто Матта и четвёртое измерение.

С 10.04 до 30.06.2019 в Государственном Эрмитаже.

В Белом зале Главного штаба Государственного Эрмитажа открывается выставка художника Роберто Матта (1911 – 2002). Работы одного из последних представителей сюрреализма, практически неизвестного российской публике, экспонируются в России впервые.

Роберто Себастьян Матта родился в 1911 году в Сантьяго, Чили. В его жилах текла испанская, баскская и французская кровь. Художник-космополит, Матта жил и работал в Южной Америке, Франции, Мексике, США, Италии, Испании и Англии.

По настоянию своих родителей, считавших занятия живописью недостаточно серьезным занятием, Матта закончил архитектурный факультет Католического университета Сантьяго.

В 1930-е годы, работая в мастерской Ле Корбюзье в Париже, художник сближается с кругом сюрреалистов и активно пробует себя в графике.

Андре Бретон, поддержавший поиск молодого художника, писал, что «Матта особенным образом выражает необходимость наглядного отображения четырехмерной вселенной. В его работах больше ничто не является намеренным, все появляется от желания погрузиться в область божественного».

Смелость, жажда познания, открытость новым течениям в искусстве, глубокий психологизм и интерес к технологическому прогрессу сделали Роберто Матта значимой фигурой в художественном мире.

При этом он ни разу окончательно не примкнул к одному из течений в живописи: экспериментируя на стыке искусства и науки, он так и не стал до конца сюрреалистом. Стремление переформулировать ренессансную перспективу с помощь бессознательного и иррационального отдаляло его и от абстрактных экспрессионистов.

Отрицая формальные рамки стилей, Роберто Матта всегда проверял свое искусство практикой, стремясь познать глубину человеческой природы. Оказываясь называть себя художником, Матта говорил:

«Я не художник. Я кто-то, кто пытается сконструировать изображения, которые однажды помогут нам осознать суть глагола «видеть».

Под влиянием идей неевклидовой геометрии, Матта пытался придать форму умственным построениям, создать пространство за пределами видимой, традиционной перспективы. Преодолевая ограниченности человеческого зрения, он стремился создать искусство, которое «видит больше и дальше».

Как и многие художники, с началом Второй мировой войны Роберто Матта эмигрировал в Соединенные Штаты. Примерно на это же время приходится начало его работы в технике масляной живописи. Он прибыл в Нью-Йорк в 1939 году, а год спустя в галерее Джулиана Леви прошла его первая заокеанская выставка.

Со временем Матта в своем творчестве стал тяготеть к монументализму. Его гигантские пятиметровые полотна — «ландшафты сознания» — оказали огромное влияние на молодое поколение американских художников: Джексона Поллока, Аршила Горки и Роберта Мазервелла.

Матта много экспериментировал с материалами, текстурными рельефами и создал ряд произведений, написанных флуоресцентными красками. Одним из первых он ввел в свои работы принципы биоморфизма, изображая природные организмы как элементы функциональных технических устройств.

На выставке в Государственном Эрмитаже экспонируется более 90 произведений из двадцати трех частных коллекций, в основном из США, дающих возможность познакомиться с уникальной трактовкой пространства и проследить эволюцию стиля Роберто Матта.

Кураторы выставки – Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук; Оксана Саламатина, Фонд Эрмитажа в США. К выставке готовится научный иллюстрированный каталог, на русском и английском языках.

 

 

Информация (на 04.04.2019):

Государственный Эрмитаж — Белый зал Главного штаба.

Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, дом 2.

Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Время работы: вторник, четверг, суббота, воскресенье – с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов:

Комплексный  — Главный музейный комплекс,  Главный штаб, Зимний дворец Петра I: взрослые — 400 рублей, пенсионеры, студенты и дети – бесплатно.

Входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа: Главный штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода — взрослые — 300 рублей, пенсионеры, студенты и дети – бесплатно.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *