Вторник , 23 апреля 2024

Тугра: крымский символ российской государственности.

С 15.03 до 07.04.2019 в Государственном Музее Востока.

Тугра — каллиграфически выполненная подпись-монограмма османского султана или крымского хана. Происхождение этого знака до конца не выяснено: он представлял собой стилизованное изображение лука и стрелы (или лука и булавы).

В основе ее, вероятно, лежал знак собственности – тамга рода сельджук. Возникнув в сельджукское время (в X-XI вв.) и достигнув пика развития в османский период, тугра в XVI в. появилась на периферии османского мира — в Крымском ханстве.

Первая общеизвестная крымская тугра принадлежит хану Сахиб-Гирею (1532-1551), который, по всей вероятности, заимствовал ее у османских падишахов. Вплоть до 1783 г., когда Крымское ханство вошло в состав Российской империи, тугра — непременный атрибут власти крымских ханов.

Вскоре символ власти оказался востребован и в Московском государстве как элемент, связывавший правящий дом Романовых с золотоордынским миром (в дипломатической переписке). 

В XVII в. тугра создается для первого представителя династии — Михаила Федоровича, первая его тугра датируется 1620 г. Потом тугры ставятся на грамотах его сына — царя Алексея Михайловича, и внуков — Ивана и Петра (будущего Петра I).

Эти грамоты отправляются из Москвы в Крым, далекую Монголию, Индию. Петр I активно использует тугру как яркий образ манифестации царской власти на близком исламском Востоке.

Во второй половине XVIII в. традиция изготовления российских тугр затихает. Однако последствия включения Крыма в состав империи диктуют необходимость ее возрождения. В 1810-х годах создается тугра для Александра I, а вскоре — для Николая I.

Если первая известна нам как декоративный элемент на фонтане императора в Бахчисарайском ханском дворце, то вторая активно использовалась в официальных документах российской канцелярии на османском языке для распространения среди крымских татар.

Во второй половине XIX в. тугрообразные композиции (создаваемые не только для императоров, но и членов их семей) вновь становятся непременной частью образа российского Крыма, часто намеренно «ориентализированного» под европейским влиянием.

Сегодня под тугрой понимают красочную каллиграфическую композицию с декоративным написанием имени собственного, построенным по определенным законам с помощью букв арабского алфавита.

Тугра почти с любым именем на магните — чрезвычайно популярный сувенир, который продается в магазинах и пользуется спросом. Собственные тугры были созданы художниками для Бориса Ельцина, Дмитрия Медведева и Владимира Путина.

Долгая история этого явления хорошо иллюстрирует адаптацию древних символов власти современной популярной культурой и опосредованно – современной властью. Сегодня возрождение традиции изготовления тугр — уникальный случай реставрации древней тюркской властной символики.

На выставке будут представлены: тугры крымских ханов XVI-XVIII вв., а также российских царей и императоров XVII-XIX вв., в том числе царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, императоров Петра I и Александра I.

Выставка организована совместно с Архивом Российской академии наук, Бахчисарайским историко-культурным и археологическим музей-заповедником, Государственным архивом Республики Крым, Российским государственным архивом древних актов, г. Москва.

Куратор выставки: Илья Зайцев

 

Выставка "Тугра: крымский символ российской государственности". Государственный Музей Востока.

 

Информация (на 01.03.2019):

Государственный Музей Востока.

Адрес: Никитский бульвар, дом 12А.

Ближайшая станция метро «Арбатская».

Время работы: вторник, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00, по средам и четвергам – с 12:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые — 300 рублей, льготные категории – 150 рублей, дети до 16 лет — бесплатно.

«Семейный билет» – двое родителей с одним или двумя детьми до 16 лет – 500 рублей.

 

Смотреть еще

За три моря Странствия Афанасия Никитина Государственный Музей Востока

За три моря. Странствия Афанасия Никитина.

С 07.12.2023 до 11.02.2024 в Государственном Музее Востока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *