Пятница , 19 апреля 2024

Мексика глазами Сергея Эйзенштейна и Валерия Кацубы. Вечер-ретроспектива.

05.03.2019 в Национальном музее Сан-Карлоса, Мехико.

Пока в Москве в Центральном Манеже проходит выставка Диего Риверы и Фриды Кало, в одном из важнейших музеев Мексики при поддержке Фонда Sarah Vinitz Foundation готовится удивительный вечер-ретроспектива.

Здесь в рамках художественного фотопроекта Валерия Кацубы «Натурщики: классика и современность» состоится показ авторской версии незавершённого фильма Сергея Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!» в монтаже Олега Ковалова.

Взгляд иностранца на страну и ее обычаи, три удивительных художника — и только одна возможность погрузиться в атмосферную фантазию о Мексике — 5 марта в Национальном музее Сан-Карлоса в Мехико.

 

Валерий Кацуба «Из проекта «Натурщики: классика и современность».
Валерий Кацуба «Из проекта «Натурщики: классика и современность».

 

Валерий Кацуба «Натурщики: классика и современность».

Художественный фотопроект Валерия Кацубы «Натурщики: классика и современность», который проходит в Национальном музее Сан-Карлоса с 14.11.2018 по 31.03.2019 объединяет фотографии, сделанные автором в России, Испании и Мексике. Здесь спортсмены (гимнасты, пловцы, игроки в мяч), балерины, танцовщики и друзья Валерия словно замирают во времени в неоклассических интерьерах художественных академий и музеев.

Работы Кацубы, сделанные в Мексике, имеют большую художественную ценность: впервые в одном произведении, в одной поставленной сцене можно наблюдать образцы классической эстетики (скульптуры эпохи Возрождения или копии античной скульптуры) и позирующих рядом с ними танцоров-кончерос, хранителей культуры индейцев континента.

Своих героев Валерий Кацуба нашёл как бы случайно: на главной площади Мехико – Zócalo – он познакомился с исполнителями традиционных индейских танцев – кончерос. Танцоры, которые воссоздают культурные традиции доколумбовой эпохи континента, стали его первыми моделями.

Затем при поддержке Хосе Мануэля Спрингера (José Manuel Springer), куратора выставки, Валерий отыскал тех, кто увлекается традиционной игрой в мяч (Juego de Pelota). Шесть спортсменов позировали ему в патио музея Сан-Карлоса, демонстрируя не только совершенную физическую подготовку, но и традиции древней игры.

«В его произведениях постановка модели, света и сценической композиции создана под влиянием картин и скульптур эпохи Возрождения и барокко, но при этом действие происходит в неоклассических интерьерах, где чувствуется жизнь благодаря повествовательной театральной манере съемки», — отмечает куратор выставки Хосе Мануэль Спрингер.

 

Валерий Кацуба «Натурщики: классика и современность». Общий вид экспозиции.
Валерий Кацуба «Натурщики: классика и современность». Общий вид экспозиции.

 

«Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия»

«Сюжет этого фильма необычен. Зерно его составляют четыре новеллы в оправе пролога и эпилога, единые по сути своей и по духу. Разные по содержанию. Разные по месту действия. В них разные пейзажи, люди, обычаи.

Контрастные по ритму и форме, в целом они составляют огромный, многокрасочный фильм-симфонию о Мексике», — писал режиссёр о своём запланированном фильме «Да здравствует Мексика!».

 Но его мечтам не суждено было сбыться: отсняв с оператором Эдуардом Тиссэ 75 километров пленки, Сергей Эйзенштейн не смог закончить монтаж. Сталин потребовал у «потерявшего доверие» режиссера вернуться в СССР, а продюсер так и не выслал Эйзенштейну весь отснятый материал.

Но плёнка не пропала, она долгие годы хранилась в Америке, и режиссёр Олег Ковалов дал ей новую жизнь. Его фильм «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия» — авторская версия незавершенной эпопеи Эйзенштейна.

Фильм Ковалова вышел в 1994 году и получил приз жюри CICAE на МКФ в Берлине (1998). Сегодня он представляет собой классический образец видеоарта, в котором тонкая игра света и тени отражает особый взгляд гениального художника из России на так интересовавшую его культуру.

 

Валерий Кацуба «Из проекта «Натурщики: классика и современность».
Валерий Кацуба «Из проекта «Натурщики: классика и современность».

 

В 2019 году происходит интенсивный культурный обмен между Россией и Мексикой, обоюдный интерес к культуре обеих стран растёт день ото дня. После просмотра фильма гостям предлагается встретиться в Итальянском дворике музея и за коктейлями обменяться впечатлениями.

Востребованность русского взгляда в современном искусстве происходит во всем мире и является своеобразным оазисом вне политики.

Адрес: Puente de Alvarado 50, Tabacalera, Cuauhtémoc, 06030 Ciudad de México.

Официальный сайт Валерия Кацубы: http://katsuba.net

Официальный сайт Фонда Sarah Vinitz Foundation: https://www.sarahvinitz.com/

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *