Четверг , Январь 17 2019

Савелий Сорин.

С 03.11.2018 до 27.01.2019 в Галерее «Наши Художники».

Выставка посвящена крупному художнику-портретисту Савелию Сорину (1878–1953), представителю русской эмиграции первой волны.

Его произведения малочисленны в отечественных государственных коллекциях и почти отсутствуют в частных, они редко встречаются на выставках.

В России единственная персональная выставка Сорина состоялась 45 лет назад в Третьяковской галерее и Русском музее, поводом для нее послужила передача в дар советским музеям вдовой художника Анной Сориной тридцати произведений, отобранных Савелием Абрамовичем.

Настоящий проект продолжает системную деятельность галереи «Наши художники» по возвращению полузабытых имен художников русского зарубежья и призван привлечь внимание к этой значительной фигуре нашей, а не только международной культуры.

Биография Савелия Сорина представляет собой конгломерат таланта, упорства, бесконечной работы над собой и как результат – головокружительный взлет художественной карьеры.

Родом из Полоцка, находившегося тогда в черте оседлости, из бедной семьи Савелий Сорин смог поступить в Одесскую рисовальную школу, а впоследствии блестяще закончить Академию художеств в мастерской Ильи Репина.

В 1910-е он экспонировал работы на выставках «Мира искусства», часто бывал в артистических кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов», посетители которых нередко становились его моделями – Анна Ахматова, Николай Евреинов, Тамара Карсавина, Михаил Кузмин, Артур Лурье и другие.

Революционные события привели художника в Крым (1917–1919), где были написаны замечательные портреты княгини Ольги Орловой и Веры Тищенко (оба – ГРМ). После короткого пребывания в Тифлисе в 1920 он переместился в Париж, часто выезжал в США и окончательно поселился там в начале Второй мировой войны.

В эмиграции Сорин постепенно приобрел широкую известность и достиг материального благополучия, что было так несвойственно русским художникам в изгнании.

Игорь Грабарь писал в 1920-е: «Все выставки гоняются за его последними вещами, самые видные женщины Англии и Америки непременно хотят иметь соринский портрет <…> Сорин в моде, Сорин в цене…».

После персональной выставки в Лондоне (1923) художник получил заказы от британской королевской семьи. Высшие круги американского бизнеса обращались к нему, желая увековечить себя и членов своих семей – Каны, Дюпоны, Асторы, Вулворты, Меллоны были среди его клиентов.

Также и русские аристократы (Оболенские, Трубецкие), и русская интеллигенция в изгнании составляли круг его моделей. Среди них – Вера Немчинова, Наталия Кованько, Лев Шестов, Джордж Баланчин и многие другие. Его рукой запечатлены мировые кинозвезды Лиллиан Гиш и Вивьен Ли.

В 1920–1940-е Сорин провел ряд персональных выставок в США. Его работы вошли в собрания крупных западных музеев – Метрополитен-музея и Фрик Коллекшн, Нью-Йорк, Музея изобразительных искусств Сан-Франциско, Национальной галереи искусства, Вашингтон, Люксембургского музея, Париж и других. Они до сих пор украшают резиденцию членов британской королевской семьи Кларенс-хаус, Лондон.

Критики отмечали, что как «ученик Репина, прошедший французскую и итальянскую школу, он достиг уровня старых немецких мастеров» (Павел Бархан).

Савелий Сорин создал собственный стиль, отличавшийся ясностью, изысканной красотой и строгостью линии, виртуозностью техники. Александр Бенуа писал, что в его портретах «пленяет <…> кажущаяся простота, в которой скрыта колоссальная работа, руководящаяся из ряда вон выходящей пытливостью и какой-то влюбленностью в человеческое лицо».

Сорин безошибочно узнаваем как художник русской культуры. Вместе с тем, Бенуа подчеркивал: «Сорин, будучи по рождению и культуре русским, все же оказался художни-ком мирового списка».

Галерея собрала на выставке 30 произведений художника. Ее основу составили портреты из девяти отечественных музеев, а также частных собраний. Могли бы существенно украсить экспозицию работы из Донецкого и Луганского музеев, но по понятным причинам они недоступны и воспроизводятся только в каталоге.

Выставка охватывает творческий период 1900–1950-х годов. Экспозицию дополнит личный альбом художника, а также берлинский фолиант 1929 года «Сорин. Портреты» с предисловием Андре Сальмона.

Проект сопровождает каталог с двумя научными статьями – Джона Боулта и Ксении Кораблёвой. В нем впервые опубликована рукопись черновика статьи Александра Бенуа о Савелии Сорине (1948), хранящаяся в Отделе рукописей Русского музея с комментарием заведующей Отделом Нины Шабалиной.

Работа над выставкой проходила в сотрудничестве с внуком художника Владимиром Сориным.

 

 

Информация (на 23.10.2018):

Галерея «Наши художники».

Адрес: Сеченовский переулок, дом 2.

Ближайшие станции метро – «Парк Культуры» и «Кропоткинская»

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00, понедельник – выходной день.

Стоимость билетов – 350 рублей, для школьников, студентов и пенсионеров – 150 рублей.

 

Check Also

Гельцер. Коллекция.

Гельцер. Коллекция.

До 27.04.2017 в Галерее «Наши художники».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *