Четверг , 25 апреля 2024

ФОРМА 2018: обескуражила, шокировала и вовлекала.

Фестиваль ФОРМА, который прошел 21 июля на Трехгорной мануфактуре, за один день продемонстрировал, как на одной площадке может уживаться все самое смелое, что происходит прямо сейчас с современным искусством, театром, перформансом и музыкой.

Одновременно на трех сценах и на всей территории мануфактуры с двух часов дня и до позднего вечера проходили концерты, лайвы, спектакли, перформансы и экскурсии по бесчисленным работам молодых и маститых художников.

 

Фото: Игорь Мухин
Фото: Игорь Мухин

 

Театр.

Театральная программа, которую собирал для ФОРМЫ театральный критик и редактор “Афиши” Алексей Киселев, пользовалась особенной популярностью.

На премьерные постановки “Театра Организмы”, “Театра Тру”, “Театра. На вынос” из Санкт-Петербурга и пластические перформансы знаменитой Ренате Кээрд из Таллина зрительские места приходилось занимать заранее, кто не успел — толпились в проходах и выглядывали из-за спин заинтригованной публики.

Свои новые вещи показали и москвичи — Донатас Грудович с костюмированный спектаклем-вечеринкой «Потерянные кассеты» и Габбилен Г., представивший историю для смартфонов в темноте по пьесе Мориса Метерлинка «Слепые».

 

Фото: Тима Балдин
Фото: Тима Балдин

 

Но хедлайнеров театральной программы — легендарных AXE, работы которых награждались в Польше и Германии, Франции и Бразилии, на их счету — «Золотая маска» (2002) и гран-при Эдинбургского фестиваля (2003), публика ждала до поздней ночи.

Бородачи из Санкт-Петербурга, на чьи редкие постановки в Москве практически невозможно попасть, показали уличное зрелище «Полихром», в свойственной им манере смешав в представлении все — краски, клей, скотч, вату и сдобрив все цитатами из Муссолини, Франко, Пиночета. Их зрелище, вынесенное за пределы театральной сцены к главной площади фестиваля, стало финальной точкой в театральной программе, которую команда ФОРМЫ обещает расширить в будущем году.

 

Фото: Игорь Мухин
Фото: Игорь Мухин

 

Перформанс.

В программе значились большие имена. Перформансы Олега Кулика, Пахома, Звездочетова и Петрелли стоило увидеть — тут было все, что невозможно было описать до фестиваля, но так и не поддается описанию после.

Кулик, вдохновленный работами Ива Кляйна, устроил “Чистилище”, рисовал на огромном холсте телами женщин, измазанных в краске. Пахом, продираясь сквозь плотно окружавшую его толпу с телефонами и камерами наготове, бормотал без устали “482 тысячи 625 слов, внутри которых есть буква Ы”, а Звездочетов и Петрелли устроили бой подушками.

Поколение российских перформеров нового поколения было представлено именами Андрея Кузькина, продолжившего на ФОРМЕ перформанс «Явление природы, или 99 пейзажей с деревом», представленным раньше в Нью-Йорке, Лондоне, Красноярске и Берлине, и Алины Насибуллиной и Юлии Майоровой с работой “Вылюби меня”.

 

Фото: Иван Пушкин
Фото: Иван Пушкин

 

Экскурсии, работы и инсталляции.

Весь день молодые культурологи и искусствоведы в специальной форме с айдентикой партнера «Спасибо от Сбербанка. Впечатления», решившего сближать людей с искусством, проводили регулярные экскурсии по площадке фестиваля, рассказывая посетителям о представленных проектах художников-участников ФОРМЫ.

Среди них в этом году — Алиса Йоффе, Миша Most, Евгений Музалевский, Игорь Самолет, Наташа Стейнерт, Алина Глазун, Иван Дубяга и Янина Черных.

Сотни обязательных фестивальных селфи были сделаны и на фоне масштабных работ воронежских художников Ивана Горшкова — надувных скульптур «Карнавал нейронных сетей» и Евгении Ножкиной, которая сплела для фестиваля несколько гамаков, функциональных арт-объектов.

 

Фото: Иван Пушкин
Фото: Иван Пушкин

 

Музыкальные сцены.

Амбассадоры высокого стиля поп-музыки Elektromonteur, исполнители хоомея (этнического стиля горлового пения) трио Алаш с инструментальным ансамблем из США Fifth-House Ensemble и российская группа “Вежливый отказ” открыли программу на сцене “Возможно”.

Разогретая толпа пела наизусть, срывая голос, песни “4 позиций Бруно” и растанцевалась под хит «Konichiwa» и запоминающиеся композиции с последнего альбома The Don короля мягкого грува, обаятельного австралийца Donny Benet.

Краст-панк из Бельгии Mr Marcaille, поднявшийся на сцену в халате (и быстро его сбросив) с виолончелью, гитарной примочкой и барабанами, продемонстрировал, что такое норм-металл в исполнении одного человека, а великие японцы Acid Mothers Temple обрушили на фанатов стену шума, тут же вызвав гипнотическое состояние у аудитории, оказавшейся в новом, совершенно фантастическом мире звука.

 

Фото: Иван Пушкин
Фото: Иван Пушкин

 

Ночная музыкальная программа на сцене.

Программа электронной сцены “Наверное” была полна премьер и важных лайвов музыкантов, которых куратору программы Денису Смагину удалось привезти в Россию впервые.

К первым следует отнести медиа-художника Виктора Кудряшова из Санкт-Петербурга, выступающим под альтер-эго Achterstag, новую московскую супер-группу «Дэка» Филиппа Горбачева и Андрея Ли, коллектив Marzahn с перкуссией и размышлениями о не самом светлом будущем и союз Андрея Антонеца и Артемия Анрилова, которые дебютировали на ФОРМЕ с новой, танцевальной, программой и под новым именем — Suspense Deluxe.

Вторые — мировой электронный авангард в широком смысле слова. Ночную программу, на которую многие приезжали специально, украшали лайвы сооснователя клуба Salon des Amateurs — Tolouse Low Trax и Eindkrak, декламирующего стихи валлийского абсурдиста Томаса Дилана поверх DIY электроники, и единственный сет — американки Laurel Halo, которая своими кроссжанровыми DJ-сетами как никто другой оказывает влияние на современную музыку.

До встречи в следующем году на феерическом Фестивале ФОРМА!

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *