С 24.07 до 12.08.2018 в Российской Академии Художеств.
В выставочных залах Российской академии художеств (Пречистенка, 21) откроется уникальная выставка работ члена Московского союза художников, Почетного члена Российской академии художеств, фотографа Бориса Григорьевича Сысоева – «В рамках черного квадрата».
По задумке автора, каждый фотопортрет, представленный на выставке, имеет определенный формат – повторяет оригинальный размер «Черного квадрата» Казимира Малевича. Зрителям раскроется смысл супрематической «клетки», они станут свидетелями того, как «нуль форм» наполнится конкретным и беспредметным одновременно.
Экспозицию составят более 30 работ, где «в рамках чёрного квадрата» окажутся лица известных художников, поэтов, актёров, деятелей искусства – личностей, ставших своеобразными «иконами» своего времени, средоточием современной культуры.
Борис Сысоев:
«Думаю, не будет большим преувеличением, если скажу, что «Черный квадрат» Казимира Малевича – с одной стороны, самая цитируемая, но в то же время и самая неоднозначная работа начала XX века.
В 1915 году Малевич встал на позицию полного разрыва с предметностью, подкреплённую декларированием чёрного квадрата как «нулём форм»: «Я преобразился в нуль форм, и вышел за нуль к беспредметному творчеству».
В оригинальной супрематической доктрине художника значение нуля простиралось от «ничто» до «всего». Помимо этого, «нулевое» значение чёрного квадрата заключалось и в том, что он стал базовой формой, супрематической «клеткой», как его называл сам Малевич.
В супрематизме чёрный квадрат на белом фоне означал «нуль», во-первых, потому что он знаменовал начало беспредметности, а во-вторых – конец традиционного предметного мышления художника.
С тех пор квадрат стал знаковой формой супрематизма и точкой нулевого отсчёта. Таковым его делал пластический лаконизм. Одновременно квадрат являлся и «нулевым» выражением цвета – чёрный «не-цвет» на белом, понимаемом художником как «пустыня небытия».
Задумавшись обо всем этом, я решил поместить в «нуль форм» – черный квадрат – своего рода «нуль жизни» – куриное яйцо. И, развивая идею, наполняя смыслом, стал помещать в это пространство сделанные мной портреты художников.
Сначала это были портреты «художников-беспредметников», продолжателей творчества Малевича. Но в ходе споров и обсуждений родилось понимание того, что практически все современные художники вышли из «Черного квадрата», так же как писатели – из «Шинели» Гоголя. Позже появились портреты поэтов, писателей, музыкантов – людей, не ординарных в своем творчестве.
Да, с этим можно спорить, но именно этого-то мне и хочется».
Информация (на 04.07.2018):
Российская Академия Художеств.
Адрес: улица Пречистенка, дом 21.
Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры».
Время работы: вторник с 12:00 до 22:00, со среды по субботу с 12:00 до 20:00, в воскресенье с 12:00 до 19:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, льготные категории – 50 рублей.