Понедельник , Август 20 2018
Главная / Выставки / Выставки в 2018 году / Выставки в июле 2018 / Старинная японская фотография и гравюра.

Старинная японская фотография и гравюра.

С 18.05 до 29.07.2018 в Мультимедиа Арт Музее.

ХII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»

За более чем 20 лет своего существования МАММ собрал значительную коллекцию японской раскрашенной фотографии эпохи Мейдзи (1868—1912).

Раскрашенная фотография — это особое явление, которое стоит на пересечении нескольких традиций: европейской фотографии и японских традиционных видов искусства.

Полную и разнообразную картину позволяют увидеть большой комплекс фотографий (более ста) и вступающая с ним в диалог подборка из около 50 гравюр прославленных мастеров (Китагава Утамаро, Кацусика Хокусай, Утагава Хиросигэ и др.), а также элементы предметного мира — ширма и кимоно — из коллекции Государственного Музея Востока.

После длительного периода самоизоляции эпоха Мейдзи стала переломным периодом в японской истории и определила последующее стремительное развитие страны. Тесные контакты и обмен достижениями культуры и науки активизировались в середине XIX века, в эпоху позитивизма и промышленного переворота, богатую на важные политические события и научные открытия.

С приходом новой эпохи фотография была одобрена и пропагандировалась на самом высоком уровне: в начале 1870-х годов создаются первые фотографии императора-реформатора Муцухито и его супруги, что становится своеобразной «отменой» существовавшего долгое время запрета на изображение императора.

Вводится в обиход европейская одежда. Русские путешественники сравнивали процессы, происходившие в это время на островах с петровскими реформами в России.

Фотография — плод технической революции и идеологии реализма и рационализма пришла в Японию с Запада еще в 1840-е годы, но ранние опыты в светописи 1850-х годов, предпринятые приезжими и местными энтузиастами, были эпизодическими и непоследовательными.

Расцвет искусства фотографии в Японии пришелся на последнюю четверть XIX века. В работах 1880-х—1890-х годов можно увидеть, прежде всего, следование фотографическим схемам композиции и жанрам XIX века: виды, типы, постановочные сценки и портреты.

В то же время японские фотографы не могли не считаться с местной традицией — японская визуальная культура явно или неявно проступала на снимках. Сюжеты, мотивы, реалии, традиционные символы — все это очевидно напоминает другие виды искусства, в особенности цветную гравюру на дереве (ксилографию) укиё-э, которая также переживала расцвет в XIX веке.

Название жанра переводится с японского как «картины преходящего мира». Искусство гравюры конца периода Эдо и периода Мейдзи поразительно созвучно фотографии — оба искусства тиражные, в них, так или иначе, присутствует цвет, они рассчитаны на широкую публику (в это время японскую гравюру начинают коллекционировать и за пределами Японии).

Вдохновение для сюжетов авторы искали в многообразии городской жизни, пытаясь запечатлеть ускользающую действительность, и превращая ее в эфемерное изображение на хрупкой бумажной основе. Фотографии, представленные на выставке, сделаны в технике альбуминовой печати, которая неумолимо угасает от соприкосновения с солнечным светом.

На выставке «Старинная японская фотография и гравюра» соседствуют снятые на улицах постановочные кадры со статистами и мизансцены, полностью сконструированные в безвоздушном пространстве фотоателье, где повседневность превращается в экзотический ритуал, а собирательные и типические образы гейш и самураев изображают переодетые актеры.

Но при всей неестественности во многих композициях невольно проскальзывает неподвластное художнику дыхание жизни: смазанные фигуры-призраки на улицах, непосредственные проявления эмоций у второстепенных персонажей и «некрасивые» с точки зрения профессиональной европейской фотографии моменты, например, процесс вкушения пищи, где герои застыли с открытым ртом.

Во многих сюжетах подспудно присутствует глубинный символизм, а также особая пластика реалий: садов, архитектуры, интерьеров, костюмов, аксессуаров и предметов обихода.

Кураторы: Игорь Волков, Анна Пушакова.

Корпоративный попечитель музея: Норильский Никель

НорНикель

 

 

 

 

Информация (на 18.05.2018):

Мультимедиа Арт Музей.

Адрес: улица Остоженка дом 16.

Ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры.

Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме понедельника.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для школьников и пенсионеров – 50 рублей.

Каждый третий вторник месяца вход в музей для всех посетителей бесплатный.

 

Check Also

Саша Генцис. Социалистический Сюрреализм.

Саша Генцис. Социалистический Сюрреализм.

С 18.10.2018 до 13.01.2019 в Еврейском музее и центре толерантности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *