До 08.01.2018 в Государственном Музее Востока.
Выставка «Десять цветов искусств», приуроченная к 70-летию независимости Республики Союз Мьянма и 70-летию установления дипломатических отношений между нашими странами.
Выставочный проект представляет живопись и предметы декоративно-прикладного искусства страны с богатой историей и самобытной культурой.
Название выставки «Десять цветов искусств» отсылает нас к словосочетанию «пан-се-мье», которым мьянманцы обозначают группу из десяти традиционных видов искусств. К ним относят живопись, скульптуру, архитектуру, стуковый декор, торевтику, ювелирное искусство, кузнечное дело, лаковое искусство, токарное ремесло и художественный металл.
Следует отметить, что в Мьянме не делали различия между видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Изделия ювелира, кузнеца или лаковых дел мастера ценились так же высоко, как и произведения живописца и скульптора.
Все эти художественные традиции начали формироваться еще в 1-м тысячелетии нашей эры и достигли высокого расцвета в эпоху Паганского государства (XI – первая половина XIV вв.).
Общий подъем искусства сопровождался небывалым размахом строительства, поражающего многочисленностью (только в столице страны, городе Пагане, было сооружено более 3000 буддийских храмов и ступ) и разнообразием религиозных строений.
Деревянную архитектуру и скульптуру из дерева и слоновой кости называли термином «пан-бу» и относили к одному виду искусства. К сожалению, до нас не дошли деревянные дворцы паганских государей, о которых упоминают хроники. Некоторое представление об архитектурных памятниках Мьянмы дают экспонируемые на выставке работы современных живописцев.
О мьянманской монументальной живописи можно судить по копиям настенных храмовых росписей XIII–XIX вв., которые украшают выставочный зал. Настенные росписи входят в богатейшее наследие Пагана, искусство которого послужило отправной точкой для последующего развития живописных традиций.
Росписи покрывали стены и потолки буддийских сооружений, поэтому были посвящены исключительно религиозной тематике. Писались они по сухой светлой штукатурке с использованием пигментов естественного происхождения.
Художественные традиции, сложившиеся в паганскую эпоху, оказали огромное влияние на развитие искусства последующих веков. Именно с тех пор остаются почти неизменными каноны культовой пластики.
В составе «десяти цветов искусств» каменная скульптура занимает одно из почетных мест. В экспозиции находится мраморная статуя первой половины XX века, представляющая самый распространенный в Мьянме иконографический тип Будды с жестом «бхумиспарша» – «касающийся земли».
При перечислении входящих в «пан-се-мье» искусств мьянманцы обычно называют кузнечное дело одним из первых. Кузнецы делали не только орудия труда, но прежде всего – холодное оружие, играющее важную роль в культуре всех народов. Экспонируемые на выставке мечи и нож являются образцами искусства Верхней Мьянмы, славящейся своими оружейниками.
Традицию художественного металла демонстрируют разнообразные статуэтки, а также набор весовых гирь в виде реальных и фантастических животных, форму которых по традиции определял правящий король.
Такие гирьки применялись не только для взвешивания мелких предметов, драгоценных камней, ювелирных изделий, но и опиума, поэтому еще в XIX их стали называть «опиумными».
Особое место в экспозиции занимают произведения лакового искусства. Оригинальный метод, разработанный мастерами Мьянмы, – полихромная гравировка. Самое старое изделие в экспозиции, сделанное в этой технике, восьмигранная шкатулка XIX – начала XX века с типично паганским орнаментом из завитков и летящих птиц.
Также можно увидеть произведения, изготовленные в технике «золотой листок», которая представляла собой своеобразную роспись-аппликацию с использованием водорастворимой краски и сусального золота.
Культурное наследие Мьянмы вызывает большой интерес не только у востоковедов, но и у широкого круга лиц. Выставочный проект «Десять цветов искусств» откроет для российских зрителей новые грани в искусстве Мьянмы и позволит прикоснуться к древним традициям этой страны.
Информация (на 08.12.2017):
Государственный Музей Востока
Адрес: Никитский бульвар, дом 12А.
Ближайшая станция метро «Арбатская».
Время работы: вторник, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00, по средам и четвергам – с 12:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые — 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.
«Семейный билет» – двое родителей с одним или двумя детьми до 16 лет – 500 рублей.