Начало XX столетия в истории русской культуры принято называть «серебряным веком». Родившийся в среде русской эмиграции, вынужденной покинуть Россию во время революционных событий, этот термин очень точно охарактеризовал последний высокий расцвет искусств в Российской империи, который пришелся на краткое время накануне ее гибели.
Мало кто знает, что наряду с литературой, философской мыслью и живописью свой замечательный взлет в начале века пережило и русской национальное искусство – иконопись. Первые успехи научной реставрации открыли русскому обществу красоту художественного языка древнерусской иконы.
Огромное впечатление эстетика древнего образа произвела на художников, работавших в области церковного искусства, в результате чего в иконописи и декоративно-прикладном искусстве сложился новый стиль, удивительно гармонично сочетавший в себе традиционные формы с актуальными художественными идеями своего времени.
Это искусство было результатом долгого процесса поиска нового языка в русской иконе, начавшегося еще на рубеже XVIII-XIX веков. И если бы не революционные события, на многие десятилетия прервавшие развитие иконописи в России, то, очевидно, что именно этому направлению церковного изобразительного искусства принадлежало будущее.
В рамках Специального проекта 43 Антикварного Салона будут представлены наиболее интересные произведения «серебряного века» русской иконописи из частных собраний и Музея имени Андрея Рублева.
Особого внимания среди них заслуживают подписные работы ведущих иконописцев-новаторов начала столетия – Николая Емельянова и Алексея Вашурова, в чьем творчестве попытка возрождения традиционного начала в иконописи была наиболее убедительной. Также будут экспонироваться работы других интересных мастеров, находившихся в постоянном поиске новых форм, таких, как Яков Богатенко.
В неожиданных цветовых решениях и композиционных построениях, свободном и одновременно осмысленном использовании традиционной иконографии икон начала XX века отразилось воздействие стиля модерн, ярко заявившего о себе в церковной живописи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова еще в 1880-е годы.
Однако, иконописцы нового направления в целом стремились избегать живописных приемов, свойственных этим художникам, предпочитая традиционные темперную технику и условный художественный язык.
В декоративном искусстве начала XX века этапным было творчество С.И. Вашкова – главного художника московского Товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья», специализировавшегося на производстве предметов церковной утвари, облачений и храмового убранства.
В его работах формы древнерусского, раннехристианского и византийского искусства гармонично сочетаются с мотивами стиля модерн. На выставке будут представлены иконные киоты и оклады икон, выполненные по популярным оригиналам С.И. Вашкова на фирме Оловянишниковых и других московских мастерских.
На специальной экспозиции представлены произведения из частных коллекций Москвы и Санкт-Петербурга.
Куратор специальной экспозиции – Наталия Игнатьевна Комашко, ученый секретарь Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, автор каталога икон выставки «Художественные сокровища России».
Информация (на 04.10.2017):
Центральный Дом Художника – ЦДХ.
Адрес: Крымский вал, дом 10.
Ближайшие станции метро «Парк Культуры» и «Октябрьская».
Время работы 43-го Российского Антикварного Салона:
14 октября – с 16:00 до 21:00.
15– 22 октября – с 12:00 до 20:00
Билеты на осенний салон уже в продаже!
На сайте 43-го Российского Антикварного Салона открыта продажа электронных билетов. Если вы планируете посетить Салон, рекомендуем приобрести билеты заранее, чтобы сэкономить время и избежать очередей в кассы ЦДХ.
Билеты можно приобрести по ссылке – http://www.antiquesalon.ru/ru/posetitelyam/informacziya_dlya_posetitelej.html
Обычный билет (дает право однократного посещения выставки) – 500 рублей.
Семейный абонемент (дает право однократного посещения выставки семьей из 4-х человек) – 1000 рублей.