До 24.09.2017 в Государственном Академическом Большом Театре.
В Музейном и Хоровом залах Большого театра открылась выставка «Последний спектакль Российской империи: «Маскарад», приуроченная к гастролям Александринского театра со спектаклем Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» на Исторической сцене Большого театра.
Выставка и гастроли посвящены столетию со дня премьеры последнего спектакля императорской сцены, которым стал «Маскарад». Премьера состоялась 25 февраля 1917 года в Петрограде, когда в городе разгоралась Февральская революция.
На выставке представлены материалы, посвященные истории Дирекции императорских театров (1766-1917), без организационных усилий которой такой спектакль просто не мог появиться, и которая прекратила свое существование ровно сто лет назад.
Спектакль «Маскарад» — легендарный шедевр Вс. Э. Мейерхольда и А.Я. Головина, над которым его авторы работали 6 лет.
В ходе масштабной подготовки режиссёру и художнику удалось создать уникальную атмосферу карнавала, игры и масок, отсылающую зрителя к маскарадной Венеции XVIII века.
Мастерство стилизации Головина и гений Мейерхольда объединили в себе целый спектр художественных течений различных эпох: романтизм, ампир и, наконец, символизм, вобравший в себя характеристики мистерии, трагедии, карнавала, пантомимы и арлекинады.
Размах творческого замысла режиссёра был поистине грандиозным, «Маскарад» стал самым дорогим — 300 тысяч золотом — спектаклем царской России, театральная критика назвала его «реквиемом по уходящей эпохе». В сценической коробке пышные декорации служили прямым отражением роскошного зала императорского театра.
Постановка не сходила со сцены до августа 1941 года, когда уже не было в живых Головина, когда был расстрелян сам Мейерхольд, и его имя уже не значилось на афише. В концертном варианте без декораций спектакль шёл на сцене Ленинградской филармонии вплоть до 1948 года.
«Маскарад» Мейерхольда-Головина синтезировал в себе все достижения русского дореволюционного театра и предугадывал новые направления в театральном искусстве будущего.
Он оказал влияние на творчество таких европейских режиссёров, как Б. Брехт, Э. Пискатор, Г. Крэг; стал школой для С. Эйзенштейна, художников В. Дмитриева, К. Петрова-Водкина, последующих поколений актёров и режиссёров.
На выставке будут представлены свыше 125 эскизов А.Я. Головина из коллекции Театрального музея имени А.А. Бахрушина, а также декорации и подлинные костюмы к «Маскараду» из коллекции Музея русской драмы Александринского театра.
Коллекция сценографических материалов Головина, поступившая в Театральный музей в 1922 году, включает в себя эскизы всех 10 картин спектакля, декорационные элементы «одежды сцены», бутафории, реквизита, костюмов, грима, различные зарисовки и афиши.
Декорации «Маскарада» долгие годы считались сгоревшими во время бомбёжки, и только уже в наше время они были обнаружены на дальних складах постановочной части, стали музейными экспонатами и вошли в постоянную музейную экспозицию Александринского театра.
Совместный выставочный проект Театрального музея и Александринского театра – уникальное событие в культурной жизни двух столиц, поскольку эскизы и костюмы из спектакля Мейерхольда ранее никогда не выставлялись вместе.