Четверг , 18 апреля 2024

Обмануть время. История одной реставрации.

До 02.10.2017 в Государственном Музее Востока.

Китайская ваза с изображением драконов, играющих пылающей жемчужиной, поступила в музей в 1919 году из музея Строгановского училища. В документе поступления ее описали как «ваза белая, синий дракон (склеена)».

Ваза была создана в мастерских г. Цзиндэчжэня во второй половине XIX века. Она декорирована подглазурной росписью кобальтом на тему традиционного сюжета «Драконы, играющие пылающей жемчужиной», где фигуры мифических животных изображены среди облаков и языков пламени.

В 1949 году, вероятно после эвакуационных перипетий, она прошла реставрацию, о чем есть отметка в инвентарной книге. В 2015 году произведение передали реставратору Марине Геннадьевне Жуковой, ибо была очевидна необходимость нового реставрационного вмешательства.

Горло вазы, разбитое на девять фрагментов, при предыдущих работах склеили неудачно. Клей потемнел, швы и доделки оказались неровными, часть утрат, восполненных гипсом, не имела тонировки, а один из фрагментов отклеился. Присутствовали, конечно, и поверхностные загрязнения. Чтобы вернуть вазе экспозиционный вид, старую реставрацию необходимо было переделать.

Реставрация – процесс сложный и трудоемкий, каждый предмет имеет свои особенности и требует индивидуального подхода.

Прежде всего, потребовались очищение загрязнений и расшивка склейки с помощью компрессов, удаление клея и старых доделок. Затем последовала новая склейка фрагментов, восполнение гипсом крупных утрат, а их здесь четыре. Как правило, простого склеивания частей недостаточно, так как они по краям имеют сколы глазури и черепка.

Поэтому стала необходима мастиковка, сглаживающая мелкие щербины по ходу швов склейки. После выравнивания поверхности восполнений на них нанесли тонировки. При работе с данной вазой имелась возможность воспроизвести авторскую роспись, продолжая линии рисунка и восстанавливая повторяющиеся мотивы чешуи.

Однако согласно правилу музейной реставрации, привнесенные дополнения должны отличаться от оригинала, а использованные материалы должны быть обратимыми. Поэтому Марина Геннадиевна Жукова, вернув целостность облику произведения, не спрятала швы полностью, сделала их чуть светлее авторской поверхности, а в завершение реставрации покрыла горло вазы лаком.

Таким образом, еще одному памятнику в музее возвращен экспозиционный вид, чему немало способствовало профессиональное мастерство М.Г. Жуковой, знание методики реставрации фарфора и свойств современных материалов.

 

 

Информация (на 23.09.2017):

Государственный Музей Востока

Адрес: Никитский бульвар, дом 12А.

Ближайшая станция метро «Арбатская».

Время работы: вторник, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00, по средам и четвергам – с 12:00 до 21:00. Выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые — 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

«Семейный билет» – двое родителей с одним или двумя детьми до 16 лет – 500 рублей.

 

Смотреть еще

За три моря Странствия Афанасия Никитина Государственный Музей Востока

За три моря. Странствия Афанасия Никитина.

С 07.12.2023 до 11.02.2024 в Государственном Музее Востока.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *