Суббота , Сентябрь 23 2017
Главная / Выставки / Выставки в 2017 году / Выставки в декабре 2017 / От Belle Epoque к революции – история России через стереофотографию. 1880 – 1917 в 3D.

От Belle Epoque к революции – история России через стереофотографию. 1880 – 1917 в 3D.

До 09.12.2017 в Центральном выставочном зале «Манеж».

Объединение «Манеж» совместно с НИУ ВШЭ и Фондом сохранения фотонаследия им. С.В. Челнокова представляют выставку «От Belle Époque к революции – история России через стереофотографию 1880–1917 в 3D» (Стереоскопические архивы российских фотографов конца XIX – начала XX века).

Выставка расскажет об истории дореволюционной России через историю малоизученных коллекций российской стереоскопической фотографии и представит стереоскопические фотографии, сделанные российскими фотографами в конце ХIХ – начале ХХ века.

Со стереофотографией связан важный этап развития фотоискусства. Она выступала и как форма досуга, но также оказалась способом поиска новой фотографической выразительности.

Связано это с тем, что работать со стереокамерой было проще, чем с крупноформатными аппаратами, и стоили они значительно дешевле. Стереофотография стала первым шагом в истории любительской фотографии и в сравнении с другими аппаратами, фотограф получал свободу действий.

Изобретение стереофотоаппарата позволило ввести повседневность в фотографию, перейдя от статичных изображений к движущимся объектам. История техники стереофотографии столь же разнообразна, сколь и история фотографии – за более полувека ее существования менялись камеры, стереопары снимали на металлические пластины и на стекло, печатали на бумаге.

Но главный принцип оставался неизменен: при создании стереофотографии для каждого глаза необходимо изготовить отдельное изображение, сняв изображаемый объект с двух разных точек, расстояние между которыми составляет от 10 до 20 см.

Чтобы воспринять эффект объема требуется дополнительное бинокулярное устройство для просмотра – стереоскоп. В него вставляется стереопара, и при просмотре каждый глаз видит соответствующее ему изображение, за счет этого и достигается стереоскопический эффект.

Огромный массив стереоскопических фотографий, сохранившихся в частых и музейных коллекциях, отображает различные аспекты жизни эпохи, позволяя соприкоснуться с тем, что принято называть «самой повседневностью».

В этом и заключается достоверность стереоскопической фотографии, которая с самого начала была призвана свидетельствовать о жизни, используя эффект приближения реальности.

Российские стереоскопические архивы выступают одновременно и как памятники эпохи, и, в то же время, они оказываются носителями визуальной карты, в которой прослеживается история России и самих фотографов, рассказывающих о времени через стереофотографию.

Отечественные стереоскопические архивы позволяют увидеть жизнь России, предшествующую 1917 году и оказаться свидетелями значимых исторических событий. В этом сопоставлении различных фотоархивов открывается новый сюжет истории, рассказанной через историю стереоскопической фотографии до и вокруг 1917 года.

Здесь перед нами и многообразные свидетельства стремительной предвоенной индустриализации – от прокладки трамвайных путей и полета первых аэропланов до технических чудес Всемирной выставки в Париже.

Но также приметы нарастающего социального напряжения и грядущего катаклизма – бросающейся в глаза бедности и социального расслоения. Значимые общественные события – такие как открытие памятника Гоголю в Москве, перемежаются с путевыми фотозаметками, сделанными в путешествиях или экспедициях.

Особое место занимают портреты современников, среди которых мы встречаем множество людей, внесших свой вклад в российскую культуру и науку.

Поскольку стереопары требуют специальной технологии для их демонстрации, то используя современные 3D технологии, выставка демонстрирует неизвестный ранее широкой публике визуальный материал, организованный хронологически и подводящий к 1917 году.

Одновременно она представляет несколько различных фотографов, работавших со стереокамерой, каждый из которых видел и снимал по-своему, и оставил свою собственную визуальную летопись.

На выставке будут представлены фотографии из архивов Н.А. Шилова, П.И. Постникова, А.А. Карзинкина, С.В. Челнокова, П.Н. Второва, В.Г. Шухова.

Выставка организована при поддержке Российского исторического общества.

 

 

Информация (на 10.09.2017):

Центральный выставочный зал «Манеж»

Адрес: Манежная пл., 1.

Ближайшие станции метро «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая».

Время работы выставки: ежедневно с 12:00 до 22:00, выходной – понедельник.

 

Check Also

Александр Стешанов. Ретроспектива.

Александр Стешанов. Ретроспектива.

До 08.10.2017 в Мультимедиа Арт Музее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *