До 23.07.2017 в Московском музее современного искусства, здание на Петровке, дом 25.
Московский музей современного искусства (MMOMA) рад представить новое поступление в свою коллекцию – десять графических листов 1990-х годов с изображением двух монстров из знаменитой серии «Инсталляция для бедной уборщицы» Дмитрия Александровича Пригова (1940-2007), поэта и художника, выдающегося представителя российского искусства второй половины XX-начала XXI веков.
Работы преподнесены в дар музею его вдовой Надеждой Буровой-Приговой и демонстрируются в одном из залов здания MMOMA на Петровке в рамках Недели Д.А. Пригова – цикла мероприятий в столичных музеях и других учреждениях культуры, посвященный десятилетию со дня его смерти.
К настоящему моменту в музее, который в 2008 году организовал первую масштабную ретроспективу Дмитрия Пригова «Граждане! Не забывайтесь, пожалуйста!», сформирован сравнительно небольшой, но представительный корпус работ художника, выполненных в разные периоды и в разных техниках.
Это многосоставные графические композиции «Большое яйцо» (1978), «Два глаза, расположенные вертикально» (1997), «Мене, Текел, Фарес» (1997), две работы из серии «Бестиарий» (1990-е), коллаж «Две чаши (Будда)» (1996) и шесть объектов из позднего проекта «Памятники» (2006), совмещающего перформанс и фотографию.
Подаренные музею рисунки, принадлежащие к обширной группе эскизов так называемых фантомных инсталляций, раскрывают важнейший аспект творческого наследия Пригова и замечательно дополняют собрание музея.
Выставка, посвященная этому дару и подготовленная Научным отделом MMOMA, не просто показывает новоприобретенные работы в окружении избранных произведений Пригова из музейных фондов, а также архивных материалов.
Она предлагает зрителю проанализировать иконографическую структуру эскизов, напоминающих кадры неснятого анимационного фильма – попробовать понять, из каких элементов выстроено их уподобленное театральной сцене символическое пространство.
В центре внимания оказываются три архетипических для Пригова мотива, каждый из которых имеет богатую иконографическую традицию: коленопреклоненная фигура, увиденная со спины (собственно сама «бедная уборщица»), всевидящее око и уроборос – змея, кусающая себя за хвост.
Их насыщенная значениями генеалогия уходит в глубь веков. По-разному комбинируясь друг с другом, эти мотивы складываются в сложное, программно-тавтологичное и, в сущности, до конца нерасшифровываемое высказывание, исполненное экзистенциальной тревоги и одновременно характерной авторской иронии, – высказывание о жизни и смерти, о месте и роли человека перед лицом непознаваемой трансцендентной силы, о зрителе и художнике.
Московский музей современного искусства выражает глубокую благодарность Надежде Буровой-Приговой и Фонду Д.А. Пригова за столь щедрый дар. Работы Дмитрия Пригова неизменно включаются в тематические показы коллекции музея, и пополнившие ее листы не станут исключением.
Информация (на 15.07.2017):
Московский музей современного искусства, здание на Петровке, дом 25
Адрес: улица Петровка, дом 25.
Ближайшие станции метро «Чеховская» и «Пушкинская».
Часы работы: с понедельника по воскресенье с 12:00 до 20:00, каждый четверг музей работает с 13.00 до 21.00, выходной – третий понедельник каждого месяца.
Стоимость билетов – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей. Посещение всех зданий музея по одному билету в день приобретения – взрослые 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.
Свободный вход в третье воскресенье каждого месяца.