До 09.07.2017 в Галерее «Ковчег» в Трубниковском переулке.
Ирина Евстафьева (1917–2001) – художник во втором поколении. Её родители – именуемая «русским Марке» участница легендарной группы «Тринадцать» Антонина Софронова и член объединения «Бубновый валет», деятель «пензенского авангарда» Генрих (Андрей) Блюменфельд.
Работы Блюменфельда – большая редкость, но нынешняя экспозиция «Ковчега» дает возможность увидеть его живописный «Натюрморт. Череп, бумажные лилии» (1918).
Уроженец Нью-Йорка и воспитанник Мориса Дени в Париже, сначала ученик Ильи Машкова, а затем и педагог в его московской студии, Блюменфельд познакомился с Антониной Софроновой в 1913, когда она пришла учиться в машковскую студию.
Поженились они в 1915. Дочь Ирина родилась в 1917, а в 1920-м Блюменфельд умер от туберкулеза …
Погружая зрителя в жизнь прежней Москвы, семейная выставка начинается городскими живописными и графическими пейзажами 1920 – 1930-х работы Антонины Софроновой, а также ее живописными портретами дочери Ирины и ее мужа Сергея Евстафьева.
Значительную часть выставки составляют произведения Ирины Евстафьевой, к чьему вековому юбилею приурочен проект, осуществленный «Ковчегом» в содружестве с потомками художественной династии.
Дочери Софронова «передала свое красивое видение мира и красивое же письмо, что сейчас редкость», – писала позднее в воспоминаниях Татьяна Маврина, другой известный участник группы «Тринадцать».
Ранние годы жизни Ирины прошли в Орловской губернии в доме ее деда, земского врача. В столице Ирина вместе с матерью оказалась в 1926-м. Жили сначала в мансарде в Большом Афанасьевском переулке, а позднее – в полуподвале на прежней улице Качалова, совсем недалеко от места нынешней выставки.
В 1933 – 1937 она училась в художественном техникуме ОГИЗа, подрабатывая – как и многие художники поколения ее родителей, и даже, как и сама Софронова – в издательствах ретушером.
Наиболее ранние произведения Ирины Евстафьевой на нынешней выставке датированы 1960-ми; в ее живописных натюрмортах и портретах отпечатались пластические поиски, актуальные для художников «оттепели».
В 1970-е художника увлек образ российской провинции. Многочисленные поездки в Калугу, Суздаль, Вологду привели к созданию обширной серии «Города и городки» – камерной по форматам, но чрезвычайно прочувствованной. Особое место в творчестве художника занимал Звенигород.
Сегодня произведения Ирины Евстафьевой хранятся в Орловском музее изобразительных искусств, в Национальной картинной галерее Республики Коми (Сыктывкар), Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее, Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина (Большие Вяземы), в частных собраниях в Москве и за рубежом.
Кураторы: Сергей Сафонов, Игорь Чувилин
Информация (на 15.06.2016):
Галерея «Ковчег» в Трубниковском переулке.
Адрес: Трубниковский переулок, 22, строение 2.
Ближайшие станции метро «Смоленская», «Арбатская», «Краснопресненская» и «Баррикадная».
Время работы: среда, четверг, пятница с 15:00 до 19:00, в субботу и в воскресенье с 12:00 до 18:00, понедельник и вторник – выходные дни.
Вход свободный.