ПРОчтение. Петр Дик.

До 05.06.2017 Галерея ГРОС-Арт в Доме Остроухова.

Выставка является совместным проектом Министерства культуры РФ, Государственного литературного музея, московской галереи ГРОСart и показывает около сорока работ П.Г. Дика, многие из которых экспонируются впервые.

В рамках открытия пройдет презентация нового издания «Петр Дик. Мысли «непричесанные», в котором, помимо новых работ, впервые приводятся обширные материалы записных книжек и рабочих альбомов художника, включающих пространные рассуждения об искусстве и своей профессии, а также многочисленные эскизы, наброски и зарисовки.

Петр Гергардович Дик (1939–2002), один из самых тонких и глубоких отечественных мастеров последних десятилетий ХХ века, родился в Алтайском крае в семье этнических немцев. С избытком познав трудности военного детства, многократно умноженные из-за репрессий родителей по национальному признаку, он проделал долгий и сложный путь к профессии.

Лишь в переломные «девяностые» к обосновавшемуся во Владимире мастеру приходит не только «местное», но и вполне заслуженное европейское признание: в 1992–1993 он персонально выставляется в Москве и Лондоне, в 1994 показывается в Третьяковской галерее, в 1995–1996 отправляется с выставками в Германию и Италию, а в 1997 экспонируется в Русском музее в Санкт-Петербурге.

И это лишь небольшая часть открывшейся перед ним обширной выставочной географии, которая включала в себя и Омск, и Самару, и Новосибирск, и Нюрнберг, и Ворпсведе, и Нижний Новогород, и Эрланген и т.д.

Думается, что главная причина такого успеха кроется в качестве того диалога, который художник устанавливает со зрителем при помощи своего любимого материала.

У Петра Дика таким коммуникативным «посредником» стала сухая пастель, наносимая, чаще всего, на наждачную или велюровую бумагу. Первым делом пастельный штрих в руках Дика уверенно преображает пространство.

Развиваясь скорее «от противного» (вместо прямой линейной перспективы – жесткие столкновения светлого и темного, конкретного и отвлеченного, крупного и малого), пространственные построения художника заведомо отвергают иллюзорную глубину, утверждая визуальную непреложность возвышенно осмысленного природного или житейского факта.

Особую роль в этом процессе играет цвет. То сокращаясь до минимума в ранних работах, то обретая исключительную яркость и полноту к концу 1990-х годов, цветовой строй художника наглядно отражает психологически обусловленную эволюцию его мировосприятия.

Тотальный трагизм «родом из детства» постепенно заменяется полноцветной «радугой чувств» зрелого мастера.

В 1990-е годы формируется довольно простой по сюжетам, но емкий по образно-содержательной полноте тематический репертуар мастера. Одно из важных мест в нем занимают мотивы чтения, где человек с книгой или со свитком становится неким символическим знаком погружения в атмосферу отрешенного от суеты духовного поиска и почти магического переживания прочитанного слова.

Так картины Петра Дика «про чтение» неожиданно оборачиваются глубинным «ПРОчтением» самого феномена текста и таинственного перевода его словесной ткани в субстанцию изобразительную.

Непрерывно ведя вдумчиво неторопливое собеседование с завораживающим художника миром, Петр Дик фиксирует в своих хрупких пастелях (красочный слой сознательно не закреплялся, дабы не нарушить его естественную фактуру) иногда гнетуще тревожную, но чаще умиротворенно возвышенную «метафизику» непреходящей жизни.

В похожем регистре творили, например, Джорджо Моранди, Владимир Вейсберг, Дмитрий Краснопевцев, но в отличие от них Петра Дика всегда более привлекали не предметно-натюрмортные коллизии, а мир, неизменно приемлющий человека и принимаемый им в ответ… 

 

 

Информация (на 27.04.2017):

Дом Остроухова, филиал Государственного Литературного музея

Адрес: Трубниковский переулок дом 17.

Ближайшие станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная», «Смоленская» и «Арабатска», или на троллейбусе «Б» или «10» до остановки «Дом Шаляпина»

Время работы: вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье с 11.00 до 18.00, в четверг с 14.00 до 20.00, выходной день – понедельник. Последнее число месяца – санитарный день.

Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, студенты и пенсионеры – 100 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

 

Смотреть еще

Выставка Андрей Ремнёв и Сергей Мильченко Небылое Галерея ГРОС-Арт Галерейный центр Артефакт

Андрей Ремнёв и Сергей Мильченко. Небылое.

С 24.11.2023 до 14.01.2024 Галерея ГРОС-Арт в Галерейном центре «Артефакт».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *