Главная / TOP-10 / Предчувствие грядущего.  Графика Василия Чекрыгина.

Предчувствие грядущего.  Графика Василия Чекрыгина.

До 04.06.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.

В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники».

Третьяковская галерея открывает выставку графики Василия Николаевича Чекрыгина (1897–1922), являющегося одной из самых ярких и драматических фигур в искусстве XX века. Художник-новатор и теоретик искусства, он был лидером и идейным вдохновителем легендарного объединения «Искусство-жизнь» («Маковец»).

Жизнь Чекрыгина трагически оборвалась в 25 лет, когда художник был на пике творческой активности, но он успел заявить о себе как о блестящем рисовальщике, живописце, глубоко размышляющем о человеке, жизни и смерти, о природе искусства.

С ранних лет художник мечтал о создании фрески и в последние годы пытался реализовать свои монументальные замыслы, но они так и остались неосуществленными. В преддверии 120-летия со дня рождения художника Третьяковская галерея представляет рисунки мастера из серий «Восстание», «Расстрел», «Лица», «Оргии», а также уникальные листы на тему «Воскрешение мертвых», многие из которых демонстрируются впервые.

Третьяковская галерея хранит одну из лучших музейных коллекций графики В.Н. Чекрыгина, насчитывающую более 450 листов. В нее вошли 30 первоклассных рисунков, поступивших в 1923 году от вдовы художника В.В. Котовой-Бернштам, а также листы из коллекций Г.К. Костаки, А.А. Сидорова и семьи художника. В экспозицию вошло около 70-ти лучших работ, большая часть которых демонстрируется впервые.

Первоначальное художественное обучение Чекрыгин прошел в иконописной школе при Киево-Печерской лавре, а в 13 лет уже был зачислен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его талант был высоко оценен, и он был освобожден от платы за обучение.

В МУЖВЗ Чекрыгин познакомился и подружился с Л. Жегиным (сыном знаменитого архитектора Ф. Шехтеля), общался с Д. Бурлюком и В. Маяковским. Вместе с Жегиным Чекрыгин иллюстрировал первую книгу В. Маяковского «Я», которая также будет представлена на выставке. М. Ларионов, с которым Чекрыгин тоже встретился в Училище, пригласил его к участию в выставке «№4» (1913 год), где Чекрыгин представил серию кубистических и абстрактных работ.

Часть из них имела названия, не характерные для произведений авангарда: «Души», «Претворение плоти в дух». В 1915 году Чекрыгин ушел добровольцем на фронт. Вернувшись в 1917 году в Москву, он активно включился в художественную жизнь. Чекрыгин искал альтернативу авангардизму на основе классического искусства и религиозной философии.

Представленная на выставке графика Чекрыгина конца 1910-х — начала 1920-х годов стала вершиной творчества мастера. Переломное в русской истории время войн и революций повлияло на мировосприятие художника, а ощущение сопричастности историческим событиям отразилось в его творчестве.

В последние три года жизни мастер был погружен в работу над эскизами композиций к задуманным им фрескам «Бытие» и «Воскрешение мертвых». За короткий срок им было создано около 1 500 рисунков. Однако в послереволюционное время этот проект был обречен на неудачу.

Между тем в эскизах многофигурных композиций и в отдельных фрагментах к ним прослеживается некое единое образное решение. Собранные вместе в экспозиционном пространстве рисунки дают представление о значительном масштабе замысла художника.

«Бытие».

Первые проекты фрески относятся к 1920 году, когда В.Н. Чекрыгин исполнил серии рисунков на исторические, современные и мифологические сюжеты. Важное место в экспозиции занимают монументальные графические листы на тему «Восстание», «Расстрел» и «Лица», свидетельствующие о трагическом восприятии художником событий революционных и послереволюционной лет.

Общую «бытийную» картину образов дополняют рисунки со сценами из жизни богемы и буржуазии, портретные зарисовки, листы из серий «Оргии» и «Сумасшедшие» — сложные многофигурные композиции, построенные на контрастах светотени. Все персонажи существуют в непрерывном развитии, исчезают и проявляются в мелькании светлых и темных пятен.

«Воскрешение мертвых».

В конце 1921 года В.Н. Чекрыгин увлекся учением религиозного мыслителя, одного из родоначальников русского космизма Н.Ф. Федорова «Философия общего дела». Мысли философа о бессмертии личности потрясли художника. Федорову Чекрыгин посвятил рукопись «О соборе воскресшего музея».

Художник начал работать над воплощением своего нового замысла — созданием монументальной фрески о всеобщем воскрешении и космическом будущем человечества.

Образно воплощая мысль философа о воскрешении всех когда-либо живших на земле людей, а не только праведников, художник изображает фигуры в бурном движении либо величественно «восстающими», либо еще только «освобождающимися» из плена смерти.

Виртуозно используя выразительный язык графики: линию, пятно, контраст света и тени В.Н. Чекрыгин передает таинственную атмосферу воскрешения, высвечивая поднимающиеся из темноты небытия фигуры людей («Композиция с фонариками»).

В своих лучших листах Чекрыгин, пытаясь создать «очищенный образ просветленной плоти», добивается почти полного исчезновения фигур («Композиция с ангелом»). Рисунки, исполненные прессованным углем и графитным карандашом, свидетельствуют о редком даре художника, о совершенстве его пластического мастерства.

Первая выставка произведений Чекрыгина в Третьяковской галерее дает редкую возможность публике ознакомиться с наследием художника-философа и провидца, стремившегося осуществить уникальный для ХХ века духовный и художественный проект.

 

 

Информация (на 15.03.2017):

Государственная Третьяковская Галерея, здание на Крымском Валу, залы 21–22.

Адрес: улица Крымский Вал, дом 10. Ближайшие станции метро «Октябрьская» и «Парк Культуры»

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Check Also

Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения.

Джорджо де Кирико. Метафизические прозрения.

До 23.07.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *