Вторник , 19 марта 2024

Наталья Толстая и Кирилл Протопопов. Знаки и символы.

До 14.03.2017 в Галерее «Открытый Клуб».

Мультикультурный и межъязыковой синтез — знамение нашего времени. Каждое произведение искусства, микрокосмичное по сути и локализованное как отдельная «вещь» в пространстве и времени, уже замышляется как место встречи разнообразных векторов, идущих из любого времени, из духовного опыта народов, в истории далёких друг от друга.

Говорить только на каком-нибудь одном художественном языке либо не хочется, либо не получается; от плоскости уходишь не только в буквальном, но и в переносном смысле, перестав иметь в виду что-то одно.

В конце концов, романтический императив, сформулированный Уильямом Блейком: «В одном мгновенье видеть вечность», — превратился во всеобщую установку.

Основным условием создания полноценного произведения искусства становится композиция, причём не только в обычном, прикладном значении слова.

Располагая объекты или гармонически примиряя отдельные части, художник одновременно сопрягает те смыслы, которые задействовал на стадии первого творческого импульса, не говоря уже о разработке замысла в материале, когда первоначальная идея обогащается вещественной конкретикой.

Скульптуры Кирилла Протопопова и работы Наталии Толстой — не только развитие творческого импульса живописца, графика или монументалиста, не только показатель результативности полученных знаточеских навыков (и Толстая, и Протопопов в разное время заканчивали МСХШ и Строгановку).

Оба художника живут в культуре — или она живёт в них, и видят они уже не «своими» глазами, но всем комплексом знаний и представлений. Потому-то речь идёт не только о том, как именно архаичная пластическая традиция проходит сквозь призму приёмов современного дизайна.

И не только о совмещении языков русской иконы и супрематизма, родственных в самой основе, но по-иному, чем во время зарождения и первоначального бытования, функционирующих сейчас.

Разговор, конечно, должен идти прежде всего о синтезе приёмов, образов, языков, о синтетическом характере самих метафор, как, например, в «Упрямой козе» или «Фениксе с золотым треугольником» Протопопова или практически в любом листе Толстой.

Идейная близость Натальи Толстой к русскому авангарду и через него — к православной изобразительной традиции, равно как и тяготение Кирилла Протопопова к искусству древности, понятому через современное парадоксальное понимание линии как лейтмотива пространственного построения, подчеркнуты и поддержаны эстетикой произведений.

Они красивы. Красота становится, в конце концов, тем оптическим средством, той точкой схода, благодаря которой множественность смыслов если не опознаётся, то воспринимается глазом, а значит, и душой зрителя.

Вера Калмыкова

 

 

Информация (на 03.03.2017):

Галерея «Открытый Клуб»

Адрес: ул. Спиридоновка, дом 9/2 (вход со двора).

Ближайшие станции метро «Баррикадная», «Тверская» и «Пушкинская».

Время работы этой выставки: ежедневно, без выходных с 16:00 до 22:00.

Вход свободный.

 

Смотреть еще

Встреча с коллекционером Борисом Фридманом «Художник-график Александр Алексеев».

Встреча с коллекционером Борисом Фридманом «Художник-график Александр Алексеев».

08.12.2023 в Галерее «Открытый Клуб».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *