До 15.03.2017 в Галерее «На Чистых прудах».
Валерий Пьянов (1940-2012) – русский художник-нонконформист, представитель московского андеграунда, специалист в области реставрации древнерусской живописи.
В 1970-х – 1980-х годах в составе групп «21», «17», «Мир живописи» и других принимал активное участие в выставочной деятельности Живописной секции Московского объединенного комитета художников-графиков в легендарном выставочном зале на Малой Грузинской.
Валерий Александрович Пьянов родился в 1940 году в Москве. Окончил Центральную Художественную школу.
Становление Валерия Пьянова, как реставратора и художника, происходило под руководством братьев Чураковых: Степана Сергеевича (главного участника поисков и спасения картин Дрезденской галереи в 1945 году) и Сергея Сергеевича (выдающегося реставратора древнерусского искусства).
На протяжении всей жизни Валерия Пьянова, художественная и реставрационная деятельность взаимно дополняли и обогащали друг друга.
Валерий Пьянов участвовал и руководил реставрационными работами памятников живописи XII—XVII веков в Великом Новгороде, Ярославле, Ростове Великом, Боровске, Соликамске, в течение восьми лет работал над реставрацией соборов Московского Кремля, собора Смоленской Богоматери и Новодевичьего монастыря, реставрировал алтарную часть Троицкого Собора Свято-Данилова монастыря.
Принимал участие в реставрации работы Рембрандта «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (ГМИИ им. Пушкина). Впоследствии работал над восстановлением Трапезной палаты в Оптиной Пустыне.
Возглавляя бригаду реставраторов в Церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде, открыл, ранее неизвестные, фрески выдающегося византийского живописца Феофана Грека, однако был отстранен от дальнейшего руководства реставрационными работами ввиду своей «политической неблагонадежности».
В 1991 г. в рамках международного реставрационного проекта участвовал в восстановление фресок XI—XVII веков в часовне Св. Анастасии в Сале-Сан -Джованни (Италия), за что был удостоен аудиенции Его Святейшества папы римского Иоанна Павла II, которому преподнес в дар одну из своих картин.
В 70-х годах он тесно сходится с представителями московского андеграунда. Организует ряд художественных акций. Вступает в Московский Горком художников-графиков на Малой Грузинской, где выставляется с Плавинским, Немухиным, Кабаковым, Рабиным, Вечтомовым, Снегуром и др. Среди его близких друзей – Зверев, Бордачев, Бич, Колейчук, Блезе, Кандауров, Туманов, Лепин.
Валерий Пьянов — тонкий поэт архитектурного пейзажа и интерьера. По выражению художника и искусствоведа О. Кондаурова, он «держит реалии древнерусской стенописи «на слуху», помнит церковный интерьер и экстерьер «на ощупь».
Основным предметом художественного исследования становится для Валерия Пьянова архитектурный ансамбль, трактуемый им как воплощение национального духа. Памятники русского зодчества, а позднее европейского и восточного, выступают на полотнах художника в качестве знаков некоего праязыка мировой культуры.
В 60-х – 70-х годы художник сохраняет свою связь с реалистической традицией. Его стиль близок к экспрессионизму. Позднее архитектурные образы формализуются, становятся все более абстрактными, оставаясь, однако, при этом всегда узнаваемыми. В творчестве Валерия Пьянова осуществлен синтез древнерусской художественной традиции и модернистских живописных приемов.
Информация (на 20.02.2017):
Галерея «На Чистых прудах».
Адрес: Чистопрудный бульвар, дом 5/10.
Ближайшие станции метро «Чистые Пруды», «Тургеневская» и «Сретенский бульвар».
Время работы выставки – ежедневно с 9:00 до 19:00.
Вход на выставку свободный при предъявлении документа, удостоверяющего личность.