Понедельник , Февраль 24 2020
Главная / Выставки / Выставки в 2017 году / Выставки в феврале 2017 / Арефьевцы и Митьки. Семья Шагиных в неофициальном искусстве.

Арефьевцы и Митьки. Семья Шагиных в неофициальном искусстве.

До 18.02.2017 Галерея «Веллум» в Центре дизайна ArtPlay – Малый зал.

В центре экспозиции – более 200 работ семьи Шагиных – классиков советского нонкомформизма – Владимира Шагина, Натальи Жилиной и Дмитрия Шагина. Один из блоков выставочного проекта включит работы членов легендарной группы «Митьки» – Андрея Филиппова, Василия Флоренского, Василия Голубева, Андрея Кузьмина, Татьяны Шагиной и др.

Проект показывает творческую жизнь типичной семьи ленинградских интеллигентов, все представители которой были и являются художниками.

Первое поколение семьи – Владимир Шагин и Наталья Жилина – входили в «арефьевский круг», группу ленинградских художников, в послевоенные годы продолжавших традиции русского авангарда; их считают предтечами нонконформистов 1960-х.

Второе поколение – Дмитрий Шагин, «главный митёк» страны; его имя получило движение и группа «Митьки». Как всякое яркое и талантливое явление, «Митьки» имеют свои истоки, их творческая система выросла из принципов «арефьевского круга» и всей ленинградской школы живописи.

Переосмысливая, добавляя собственные изобразительные средства, художники-митьки с успехом решали не только задачи чистого искусства, но и создали целую мифологию.

Именно они явились отражением существования для целого поколения «дворников и сторожей», идущих вслед за ними интеллектуалов или пытающихся быть интеллектуалами, «несогласных», тех, кому на рубеже 1980 ‒ 1990-х годов было по двадцать, и для которых Гребенщиков в музыке и Шагин в живописи стали, как теперь говорят, «иконами».

Родоначальником семьи стал Владимир Шагин (1932–1999).

Шагин-старший – выдающийся график и живописец, один из главных героев знаменитого «арефьевского круга» – группы ленинградских художников, которые в послевоенное время свободой своего творчества предвосхитили неофициальное искусство 1960-х годов.

Личная и творческая судьба Владимира Шагина повторила все причудливые зигзаги пути, на который обрекла группу «арефьевцев» господствовавшая советская идеология, нетерпимая к любым проявлениям инакомыслия.

В начале 1960-х В. Шагин, как и многие его коллеги из «арефьевского круга», получил 5 лет тюрьмы за антисоветскую деятельность. А впоследствии он практически отошёл от творчества после принудительного психиатрического лечения, популярного инструмента репрессий в СССР.

Наталья Жилина (1934-2005) была женой Владимира Шагина и также входила в «арефьевский круг». Однако она постепенно перешла от свойственной группе экспрессионистской манеры к более тихой и сосредоточенной живописи, испытывая влияние философии и богословской литературы.

Наталья иллюстрировала Шекспира, Булгакова, обэриутов и оформляла научные издания. А в 1970-е её произведения выставлялись на квартирных и «газаневских» выставках, за что художницу лишили работы, уволив из Художественного фонда.

Позже Жилина стала супругой Бориса Смелова (1951-1998), легендарной личности, фотохудожника, которого называли одним из столпов ленинградского андерграунда.

Сын Владимира и Натальи, Дмитрий Шагин (р. 1957) успешно продолжил дело отца. Окончил знаменитую СХШ — Среднюю художественную школу при Академии художеств.

Среди своих учителей называет, в первую очередь, отца, затем – лидера ленинградских неформальных художников Александра Арефьева, своего отчима Смелова, с которым, как говорит Шагин, «вдвоём лазали по крышам и фотографировали», наконец, ещё одного известного «арефьевца», Рихарда Васми.

С 1976 года Дмитрий Шагин регулярно участвовал в выставках ленинградского неофициального искусства. Был среди основателей и членов совета группы ТЭИИ (Товарищество Экспериментального Изобразительного Искусства).

В 1984 году, по словам Шагина-младшего, было изобретено слово «Митьки» – Дмитрий-Митя-Митёк. В 1985 прошла первая выставка, в названии которой стояло именно это слово.

В творчестве «Митьков» сохранились и продолжили развиваться многие черты изобразительного языка «арефьевцев». Обе группы отличает внимание к городскому фольклору, простодушный и одновременно ироничный взгляд на повседневность и её поэтическая обработка.

В экспозиции также представлены фото- и видеоматериалы, на которых запечатлена жизнь двух поколений ленинградских художников. В рамках открытия выставки 1 февраля состоялся концерт Дмитрия Шагина и его друзей с музыкальными проектами.

 

 

Фоторепортаж Cultobzor.ru с открытия выставки:

 

 

Информация (на 02.02.2017):

Центр Дизайна Artplay – Малый Зал

Адрес: улица Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 7.

Ближайшие станции метро «Курская» и «Чкаловска».

Время работы выставки с 11:00 до 21:00.

Вход свободный.

 

 

Check Also

Илья Кац. Живопись 1930–1970-х годов.

Илья Кац. Живопись 1930–1970-х годов.

С 02.02 до 15.02.2020 в Галерее «Веллум».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *