Воскресенье , 22 декабря 2024

Записки дирижёра и не только. К 130-летию со дня рождения Ария Пазовского.

До 19.02.2017 в Доме-музее М.Н. Ермоловой – Театральный салон на Тверском бульваре.

Жизненный и творческий путь дирижёра, народного артиста СССР Ария Пазовского (1887–1953) был ярок, сложен, подчас драматичен. Получив образование как скрипач, в восемнадцать лет он начал работать как оперный дирижёр.

Новой профессии, которой он посвятил 43 года, Пазовский учился, работая с оркестром и певцами и наблюдая за искусством крупнейших дирижёров.

Дирижёр работал в театрах Свердловска, Баку, Харькова, Киева и других городов. В течение 8 лет, до войны в Ленинграде и во время эвакуации в Перми, был художественным руководителем Академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне – Мариинский театр), в 1943 году стал главным дирижёром Большого театра.

Свой опыт, эстетические позиции и профессиональные принципы Пазовский систематизировал в книге «Записки дирижёра», которая и дала название выставке. Над этой книгой, написанной страстно и увлекательно, он работал в последние годы жизни, когда по состоянию здоровья потерял возможность вставать за дирижёрский пульт.

В игре оркестров, в исполнительской манере певцов, с которыми работал Пазовский, всегда можно было узнать школу блестящего артиста и большого педагога, а в спектаклях увидеть целостный музыкально-исполнительский замысел.

Чуткость и требовательность Пазовского помогала развить в каждом артисте творящего художника. Он работал как с молодыми исполнителями, так и с признанными корифеями оперной сцены: Александром Пироговым, Марком Рейзеном, Марией Максаковой, Софьей Преображенской, Иваном Козловским, Сергеем Лемешевым, Георгием Нелеппом и др.

Выставка представляет творческий путь Ария Пазовского и самые значимые в его биографии постановки. На редких фотографиях из фондов Театрального музея им. А. А. Бахрушина представлены сцены из ранних постановок, которыми дирижировал Пазовский в Оперном театре Зимина в 1908-1910 гг.: «Кармен» Жоржа Бизе, «Юдифь» Александра Серова, «Орлеанская дева» Петра Чайковского.

В репертуаре Пазовского в советский период были «Иван Сусанин» Михаила Глинки, «Сказка о царе Салтане» и «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова, «Чародейка» Петра Чайковского, а также новые советские оперы «Броненосец «Потёмкин» Олеся Чишко и «Емельян Пугачёв» Мариана Коваля.

На выставке можно услышать аудиозаписи фрагментов постановок, а на многочисленных фотографиях увидеть сцены из спектаклей. Среди них, например, и сцены из оперы «Борис Годунов» Модеста Мусоргского 1927 г., когда в первый раз была представлена сцена «У Василия Блаженного», запрещённая до революции.

А также – афиши, программы спектаклей, эскизы декораций Фёдора Федоровского, Афанасия Маторина, Петра Вильямса, Григория Кигеля.

«Чтобы стать настоящим музыкантом, в равной мере необходимы талант и труд, художественная фантазия и волевая целеустремленность, опыт и точное знание технологии своей профессии», – писал Арий Пазовский. 

 

 

Информация (на 12.01.2017):

Театральный салон Дома-музея М.Н. Ермоловой – филиал Государственного Центрального Театрального Музея имени А.А. Бахрушина.

Адрес: Тверской бульвар, дом 11. Ближайшие станции метро – «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская».

Время работы: среда и четверг с 13:00 до 21:00, пятница, суббота и воскресенье с 12:00 до 19.00, понедельник и вторник – выходные дни. Последняя пятница месяца – санитарный день.

Стоимость билетов:

Только постоянная экспозиция или только временная выставка – 200 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Полный билет на постоянную экспозицию и на временную выставку – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Смотреть еще

Бахрушинский музей открывает новую экспозицию в Махачкале

Бахрушинский музей открывает новую экспозицию в Махачкале. 

С 19.06.2024.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *