Четверг , 5 декабря 2024

Ирина Нахова. Взгляд.

До 05.02.2017 в ГМИИ имени А.С. Пушкина – Главное здание.

В новом проекте Ирины Наховой «Взгляд», встроенном в постоянную экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина, соединяются две реальности: живопись старых мастеров, как часть классического музейного пространства, и техника – инструмент создания нового художественного языка.

Выставка является своеобразным социологическим исследованием, в котором автор поднимает проблему актуализации живописи.

В проекте Ирины Наховой в ГМИИ им. А.С. Пушкина представлено семь видеоработ, каждая из которых создана по мотивам картин из коллекции Музея: «Дама за туалетом» Джулио Пиппи, «Грехопадение» Лукаса Кранаха Старшего, «Портрет Адриана Стевенса» Антониса ван Дейка, «Портрет старой женщины» Рембрандта, «Суета сует» Юриана ван Стрека, «Геркулес и Омфала» Франсуа Буше, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жан-Батиста Симеона Шардена.

Выбор работ обусловлен разнообразием стилей, техники исполнения, времени написания произведения, возможности расположения видео в разных залах, а также вариациями жанров, таких как портрет, натюрморт и картина на религиозный сюжет.

Современные посетители, которые приходят посмотреть картины, воспринимают эти свидетельства прошлых эпох как нечто замершее, недосягаемое в своем великолепии. Ориентиры, которые вдохновляли художников на создание полотен, а зрителей на их восторженное восприятие, не формируют взгляды современные.

Под влиянием разнообразных средств технического воспроизведения, которых становится все больше и больше, посетители видят живопись глазами своих мобильных телефонов. По мнению куратора, фотографирование шедевров в музеях – это не столько попытка запечатлеть их на память, сколько коммуникационный жест, в основе которого лежит сообщаемость.

Не увидеть, но поделиться – вот что стоит за быстротой и азартом, с которыми сегодня делаются снимки. А это значит, что взгляд как таковой скользит по поверхности вещей, бегло улавливая лишь некоторые визуальные подсказки.

Восстановить этот медленный взгляд можно только обратившись к современным техническим приспособлениям.

Работа Ирины Наховой позволяет проследить, как из темноты начинают проступать детали – кружевной воротник, полы накидки, отдельные предметы, украшения. Иногда эти светящиеся дорожки петляют, и предполагаемый взгляд – речь именно о нем – возвращается к какому-нибудь уже прощупанному ранее участку.

В самом деле, здесь взгляд не скользит, а прикасается – он словно ощупывает достоинства той или иной изображенной вещи, а вместе с этим в правах восстанавливается и другое время – время создания живописного изображения.

Ведь это взгляд художника (или зрителя, ему сочувствующего) неспешно перемещается от одних деталей к другим, возвращается, петляет. Он сосредоточен на сгущениях краски, на едва заметном переходе от самих красочных масс к образуемым с их помощью элементам фигуративного изображения.

 

 

Информация (на 09.12.2016):

Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – Главное здание

Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)

Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу с 11:00 до 21:00. Выходной день – понедельник

Стоимость билетов зависит от программы вашего визита в музей и выбранных выставок для посещения.

Подробнее на сайте музея – http://www.arts-museum.ru/visitors/ticket/index.php

 

Смотреть еще

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина. Культурный центр Левашовский хлебозавод, Санкт-Петербург.

Пространство времени. Из коллекции медиаискусства ГМИИ им. А. С. Пушкина.

С 09.07 до 04.08.2024 в Левашовском хлебозаводе, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *