До 14.05.2017 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.
С первых лет работы Третьяковской галереи эскизы росписей были в фокусе внимания при формировании коллекции. Этот раздел собрания музея активно пополняется и в настоящее время.
Сегодня в коллекции Галереи отражены работы над многими крупнейшими храмовыми и светскими ансамблями XIX — начала XX века. В состав выставки включены лучшие образцы из них, а также представлены эскизы неизвестных, несохранившихся и нереализованных росписей, многие из которых экспонируются впервые.
Эскизы монументальных росписей — один из интереснейших жанров графики. Плоскость белого листа, условность графического языка, его декоративные возможности как нельзя более созвучны особенностям и задачам монументального искусства.
Проекты композиций, предназначенные к воплощению на огромных поверхностях стен, содержат в себе потенциал крупной формы, их отличает пластическая выверенность и красота.
Вместе с тем эскизы росписей — своеобразный визуальный документ эпохи, позволяющий реконструировать неосуществленные проекты, обогатить представление о движении замысла, о перемене пристрастий архитектора и заказчика, а порой и о смене художественных эпох.
Выставку открывают работы Александра Иванова из цикла «Библейские эскизы», являющие собой невоплотимый образ Храма, его идею. Этот проект был грандиозен — около пятисот сюжетов.
Мастер хотел создать систему росписей, где перед зрителями проходила бы вся духовная история человечества наподобие житийной иконы с клеймами: центральная часть была отведена главной композиции, а вокруг располагались ветхозаветные сцены и параллели из античных мифов.
Проект изначально был обречен на незавершенность. Двести акварелей цикла позволяют почувствовать невероятный размах и одновременно утопичность замысла А.А. Иванова, намного опередившего свое время.
Завораживающая сила акварельной техники, пластическая мощь, заключенная в небольших по размеру работах, превращают «Библейские эскизы» в уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой художественной культуре.
Тему оформления храмовых ансамблей продолжают работы, выполненные для Исаакиевского собора, которые можно рассматривать как коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850-х годов.
Под руководством В.К. Шебуева над внутренним убранством собора трудились Ф.А. Бруни, К.П. Брюллов, А.Т. Марков, П.В. Басин и другие. Приверженность академическим принципам объединяет работы, исполненные очень разными по своей индивидуальной манере художниками, в единый, стилистически гармоничный ансамбль. Росписи собора представляют концепцию, сложившуюся в петербургских храмовых ансамблях классической эпохи.
Владимирский собор в Киеве — попытка осуществить научный подход к возрождению национальной традиции. Обращенная к самым истокам, «к византийскому стилю», программа росписей была создана историком искусства, археологом А.В. Праховым.
Им же заложен и артельный принцип работы. Главным художником, определившим облик храма, стал В.М. Васнецов. Важнейшей интригой художественного руководства Прахова было приглашение М.А. Врубеля, а основным драматическим событием в процессе создания внутреннего убранства стало отстранение от работ этого великого художника.
Композиционные схемы разработанных им сюжетов «Рождество Христово» и «Воскресение Христово», в которых, подобно А.А. Иванову, он намного опередил время, перешли к М.В. Нестерову. Представленные на выставке эскизы обоих художников позволяют почувствовать разницу в их художественном мышлении.
Особую тему в комплектовании собрания графики составляет Покровский собор Марфо-Мариинской обители в Москве, расположенной по соседству с Третьяковской галереей. История создания этого архитектурного шедевра эпохи модерна представлена недавно приобретенными работами А.В. Щусева, М.В. Нестерова и отражена достаточно подробно: от первых архитектурных идей — к ювелирно прорисованным эскизам икон, росписей и церковной утвари. Эти материалы составляют редчайший по своей полноте и гармоничности ансамбль.
Не менее интересной страницей в развитии «графики стен» являются гражданские интерьеры частных и общественных зданий. Представленные на выставке рисунки В.А. Серова для столовой в доме Носовых, проекты для особняков А.В. и С.Т. Морозовых, разработанные М.А. Врубелем, цикл эскизов В.Э. Борисова-Мусатова для особняка И.А. Дерожинской позволяют разглядеть основной вектор поисков художников рубежа XIX–ХХ веков, тяготеющих к созданию идеального пространства, наполненного искусством.
На пути от традиционной станковой картины к монументальной форме панно художники находят новые пластические формулы, основанные на обобщенной плоскостной трактовке форм, главенстве силуэта, линии.
Заключительный раздел выставки составляет уникальный комплекс материалов, связанных с проектом Казанского вокзала в Москве. Этот последний в истории Российской империи художественный проект, ставший апофеозом и финалом русской дореволюционной культуры, не случайно развивался как грандиозная творческая утопия.
Он и в концепции, и на практике пытался соединить несоединимое — Восток и Запад, старое и новое (новгородскую архитектуру, декор петровского барокко и идеи оформления интерьера эпохи модерна). Законченные уже при советской власти росписи Казанского вокзала были осуществлены участниками авторского коллектива, стоящего у самого истоков проекта.
Выставка осуществлена при поддержке Отара Маргания.
Информация (на 01.12.2016):
Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, залы 49-54.
Адрес: Лаврушинский переулок, 10 (ближайшая станция метро – «Третьяковская»)
Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 400 рублей, льготные категории – 150 рублей.
Стоимость комплексных билетов для посещения экспозиций и временных выставок в Лаврушинском переулке, 10 и на Крымском Валу: взрослые – 700 рублей, льготные категории – 250 рублей.
Комплексные входные билеты и входные билеты с открытой датой не дают права посещения выставки “Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль. Караваджо” (Лаврушинский пер., 12)