До 13.12.2016 в Галерее «Открытый Клуб».
«От примитивизма к профессионализму: туда и обратно».
Стереотипы хороши, чтобы писать историю искусства определённой эпохи, понятную студентам, концептуально выстроенную и доносящую несколько простых и объёмных истин — немного и несложно, но чётко и внятно.
Когда же речь идёт о судьбе индивидуальной, тихой, сознательно выстроенной в отдалении от мейнстрима, — стереотипы ничего не объясняют и, конечно же, вредят.
В «тихих» судьбах не бывает ничего одинакового. Наверное, вопреки Толстому, люди, остающиеся собой в своём (или не своём?) времени, не ставящие перед собой иных задач, кроме как жить и работать, и счастливы, и несчастны по-разному.
Когда в небольшой биографии Елены Николаевны Ефремовой-Гейдор читаешь, что она посвятила себя искусству, перед мысленным взором встают какие-то эпохальные полотна, которые она могла бы создать…
Но ничего такого нет.
Есть портреты, выполненные в разной манере — с удивительными эффектами освещения, как в «Женском портрете» 1940-х годов, «Детском портрете со свечой» или тёмном «Портрете бабушки» 1930-х.
По ним видно, что художница прошла хорошую школу станковой живописи. А есть жанровые композиции, по которым мгновенно узнаешь примитивиста (для наивного художника здесь все же слишком четкие и сложно выстроенные композиции). Это, конечно, «Лыжники» (1929) и «Сбор урожая» (1930).
И сразу задумываешься, какой пластичностью должен был обладать творческий «орган» (захотелось такого вот архаичного слова!) художницы, чтобы дать ей возможность свободно переходить от одной стилистике к другой.
Понятно, почему Илья Машков так ценил свою ученицу: ее колористические решения сложны и при этом непосредственны, первозданны, хотя знакомство с живописной традицией в них, разумеется, ощутимо.
Но ведь школу надо не только получить, ее следует также и преодолеть, иначе самобытным мастером не стать никогда. «Тихой» Елене Ефремовой-Гейдор это удалось.
Физически ощущается, как она росла в профессии, как — до самых последних лет жизни — происходило её становление: в поздних цветочных натюрмортах она предстаёт перед нами виртуозом «московской школы» живописи, этого странного образования с нечёткой программой и точнейшим попаданием в цвет.
Но само цветовое решение и здесь не собственно станковое, в нём отзывается манера Мстёры, не обязательно даже Мстёры — вообще народного искусства, хоть миниатюры, хоть лубка, с его радостной способностью вбирать в себя краски мира и выпускать их, словно вольную птичью стаю, на холст.
Сосуды сообщались, судя по всему, беспрерывно. Одна манера обогащала и дополняла другую. Тихая судьба продолжалась…
… и теперь звучит в ином — уже выставочном, обжитом другими художниками — пространстве.
Вера Калмыкова
Информация (на 01.12.2016):
Галерея «Открытый Клуб»
Адрес: ул. Спиридоновка, дом 9/2 (вход со двора). Ближайшие станции метро «Баррикадная», «Тверская» и «Пушкинская».
Время работы: вторник и четверг – с 16:00 до 22:00, посещение выставок в понедельник, пятницу, субботу и воскресенье – по предварительной записи.
Посещение галереи – бесплатно.