До 15.11.2016 в Галерее «Открытый Клуб».
Есть люди, которые словно сами себя обгоняют — и в результате к финишу так и не приходят, или приходят с другой стороны, или их триумф остаётся незамеченным.
К ним явно принадлежал Евгений Владимирович Бачурин (1934–2015), и вот почему. Когда-то, в начале 1980-х гг., приглашая меня на какой-то бачуринский концерт, некто совсем случайный и прочно мною позабытый объяснял, что было-де время (по возрасту я помнить этого не могла), когда по популярности Бачурин пересиливал Высоцкого.
Далее следовало пояснение, что несчастный бард вынужден зарабатывать на жизнь презренным (!) трудом книжного иллюстратора, разбазаривая, так сказать, песенный талант.
И да, художник и бард в Бачурине социально не ужились, увы, хотя в нём самом пребывали органично, питая друг друга, — такова его судьба, и это, конечно, очень мешает сохранению его наследия и самой памяти о нём.
Те, кто слушал и пел его, не знали и знать не хотели о его графике и живописи. О тех же, кто изобразительного Бачурина понимал и любил, я ничего не знаю… но, кажется, они не так чтобы очень активны.
Бачурин-художник литературен в высочайшей степени, каждая его работа — своего рода история, которую хочется рассказать словами кому-то близкому и услышать что-то в ответ. Так и большинство его песен диалогичны: «Скажи мне! Дерева вы мои, дерева! Я степь!».
И в той же степени, в которой его композиции разомкнуты, они одновременно парадоксально замкнуто-углублены, несут в себе некий момент тишины и молчания, как групповая фотография давно ушедших людей, замиравших когда-то — репетиция смерти, — чтобы остаться на плёнке.
В одиночестве его персонажей на фоне природы слышится какой-то звук, возможно, издаваемый безграничным пространством; его изобразительные рассказы, если это рассказы, пространственны, как «Лёгкое дыхание» Бунина.
В его способности возвышать реальность без намёка на обман (чего стоит подчёркнутый тенью царственный поворот головы обычной женщины или постоянные обращения к античности из глубин сталинского курортного ампира) столько поэзии, что не остаётся места ни сарказму, ни даже иронии.
Он прибегал к гротеску не для того, чтобы высмеять или обличить: он типизировал и обобщал открытые эмоции, выводил некие визуальные формулы улыбки, радости, задумчивости, любования.
…Надо что-то сделать, чтобы искусство его, такое нетипичное для времени, в которое он жил, вошло в кровь тех, кто никогда не был на его концертах. Слепок реальности, им созданный, заслуживает внимания не меньшего, чем Помпеи. Нужно и следующим поколениям дать возможность переживать бытие как праздник.
Вера Калмыкова
Информация (на 03.11.2016):
Галерея «Открытый Клуб»
Адрес: ул. Спиридоновка, дом 9/2 (вход со двора). Ближайшие станции метро «Баррикадная», «Тверская» и «Пушкинская».
Время работы: вторник и четверг – с 16:00 до 22:00, посещение выставок в понедельник, пятницу, субботу и воскресенье – по предварительной записи.
Посещение галереи – бесплатно.