До 13.11.2016 в ГМИИ имени А.С.Пушкина – Главное здание.
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет выставку, посвященную великому итальянскому художнику XVIII века, Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778), граверу, рисовальщику, архитектору, ведутисту, декоратору, ученому-исследователю.
В экспозицию войдут более 100 офортов мастера, гравюры и рисунки его предшественников и последователей, слепки, монеты и медали, книги, а также пробковые модели из коллекции Научно-исследовательского музея при Российской Академии художеств, графические листы из Фонда Чини (Венеция), Научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева, Музея истории московской архитектурной школы при МАРХИ, Российского государственного архива литературы и искусства, Международного архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова.
Впервые вниманию российского зрителя будут предложены гравировальные доски Пиранези, предоставленные Центральным институтом графики (Римская Калькография). В общей сложности на выставке будет экспонироваться около 400 произведений.
Благодаря работам предшественников и последователей итальянского мастера, зритель сможет получить наиболее полное представление о формировании творческой личности Пиранези, о влиянии его искусства на последующие поколения художников и о том, какую роль его наследие сыграло в России.
Таким образом, выставка охватывает гораздо более широкий круг проблем и выходит далеко за границы творчества самого художника.
«До» – это предшественники Пиранези, а также его непосредственные учителя; «После» – художники и архитекторы конца XVIII–XIX столетий, вплоть до XXI века.
Творчество Пиранези вдохновляло придворных архитекторов Екатерины II – Джакомо Кваренги, Чарльза Камерона, Винченцо Бренну; мастеров русского авангарда – Ивана Леонидова, Константина Мельникова, Якова Чернихова; а также современного художника Валерия Кошлякова, специально создавшего для данной выставки произведение, посвященное мастеру.
Экспозиция состоит из нескольких больших разделов: Белый зал посвящен Античности. Пиранези в течение всей своей жизни занимался исследованием древнего Рима, подарив миру ряд крупных археологических открытий.
Впервые российские посетители смогут увидеть листы из важнейших теоретических работ мастера, прежде всего четырехтомного сочинения «Римские древности» (1756), где были описаны все сохранившиеся памятники древнего Рима, реконструирована топография античного города, запечатлены исчезающие остатки античных памятников.
Пиранези был не только неутомимым гравером-исследователем, но и предприимчивым человеком, удачно использовавшим свой талант и знания в коммерческих целях. Со второй половины 1760-х годов он принимал участие в раскопках и начал воссоздавать памятники античного искусства, продавая их наряду с гравюрами.
В этом же зале вдохновленный работами Пиранези известный современный российский художник Валерий Кошляков представит публике произведение, созданное специально для выставки – «Рим. Форум» (2015–2016), перекинув виртуальный мостик из эпохи венецианского мастера в XXI столетие.
Важное место в структуре выставки занимает колоннада, посвященная теме ведуты. Здесь показаны лучшие листы из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина, в фондах которого хранится вторая по значимости и величине в нашей стране коллекция офортов мастера, сформировавшаяся в 1920–1930-е годы.
Центральное место на колоннаде отдано офортам из сюит «Виды Рима…» и «Виды Пестума» – прекраснейшим и самым известным произведениям мастера, принесшим ему славу при жизни и продолжающим оказывать влияние на последователей художника уже после его смерти.
Зал 20 целиком посвящен истокам будущего гения, его формированию: учителям, первым шагам в искусстве, увенчавшимся созданием двух ранних серий офортов. Одна из них, «Темницы…», со временем приобрела славу одного из главных шедевров мирового искусства всех времен.
Первое издание серии, состоявшее из 14 листов, восходит к 1749 году. Уже в этом раннем варианте Пиранези создает абсолютно новую концепцию пространства, безмерного и безграничного.
Новая жизнь произведения началась в 1761 году, когда серия подверглась кардинальной переработке: доски были полностью перегравированы, стали более темными, добавилось два новых листа: «Пытка дыбой» и «Барельеф со львами», а их содержание стало еще более таинственным, трагическим и сложным для восприятия.
В 19-м зале, который станет связующим звеном между работами Пиранези и произведениями XX века, посетители увидят расположенные на щитах два архитектурных проекта советских архитекторов Константина Степановича Мельникова и Андрея Константиновича Бурова.
Надо отметить, что работы мастеров советской архитектуры эпохи сталинского ампира образовали значительный раздел выставки, расположившийся в залах 18 и 21. Эта завершающая часть экспозиции органично демонстрирует пиранезианские идеи, воплощенные в советской архитектуре.
Здесь представлены работы известных отечественных архитекторов и художников советского периода, среди которых особо место занимают И.И. Леонидов, К.С. Мельников, Л.В. Руднев, Я.Г. Чернихов, Б.М. Иофан, а также И.А. Фомин, Я.Б. Белопольский, Е.М. Сорин, И.А. Голосов, С.М. Грузенберг.
В этом же разделе будут показаны гравировальные доски Пиранези из собрания Центрального института графики (Рим), и пробковые модели архитектурных памятников древнего Рима, выполненные в XVIII веке Антонио Кики, из собрания Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.
Информация (на 20.09.2016):
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – Главное здание
Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу с 11:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
Стоимость билетов зависит от программы вашего визита в музей и выбранных выставок для посещения. Подробнее на сайте музея >>