До 08.01.2017 в ГМИИ имени А.С.Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.
Произведения из музеев и частных собраний России и Франции.
В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась масштабная ретроспективная выставка произведений Альбера Марке (1875–1947).
В 2015 году крупнейшие музеи мира отмечали 140-летие со дня рождения художника. ГМИИ им. А.С. Пушкина перенял эту эстафету у Музея современного искусства города Парижа, в котором в марте-августе 2016 года прошла выставка «Альбер Марке. Художник остановленного времени».
Французские кураторы задумали ее как монографическое исследование творчества известного французского живописца. Проект Пушкинского музея значительно отличается от парижской выставки: он дополнен новыми ракурсами, которые позволяют по-новому взглянуть на Альбера Марке и его связь с Россией.
В частности, в Музее представлены материалы о поездке и впечатлениях Марке в СССР. В экспозицию также входят произведения выпускников ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа 1920-х годов, представителей московской группы «13» и ленинградского объединения «Круг художников», которые в изображении городских пейзажей Москвы и Ленинграда решали пластические задачи, близкие к поискам французского живописца.
Всего на выставке представлено 69 работ, которые сгруппированы в четыре раздела: «Марке и фовизм», «Париж Марке», «Путешествия художника», «Марке в России».
Помимо 49 полотен самого Марке будут показаны работы его друзей-фовистов – Рауля Дюфи («Регаты», 1907–1908), Анри Мангена («Купальщица», 1906), Андре Дерена («Просушка парусов», 1905), Мориса де Вламинка («Баржи на Сене», 1905–1906).
В экспозиции также произведения российских художников, испытавших влияние французского мастера, – Антонины Софроновой («Каменный мост», 1930; «Балчуг», 1930), Бориса Рыбченкова («Одинокая», 1932; «Окраина. Светлый вечер», 1933), Татьяны Мавриной («Мост окружной железной дороги», 1929; «Набережная», начало 1930-х), Николая Лапшина («Площадь Воровского», 1937; «Мойка. Вид на Красный мост», 1934) и Александра Ведерникова («Ленинград. Чернышёва площадь», 1946; «Город зимой», 1936; «Малая Невка», 1930-е).
Как живописец, Альбер Марке формировался в период расцвета художественной жизни Парижа на рубеже XIX–XX веков, его связывала дружба с Анри Матиссом, Жоржем Руо, Раулем Дюфи и Андре Дереном.
Своеобразие и оригинальность манеры Марке заключались в сочетании пластики динамичного, раскованного мазка и гармоничной палитры с гаммой сложных цветовых решений.
Перспектива и светотень служили художнику важнейшим средством выражения формы, объема и пространственной глубины. Одним из частых приемов в работе Марке над формированием характерной атмосферности стал контражур («Обнаженная. Контражур», 1909–1910).
Живописец осознанно избегал прамонаправленного света, поскольку изображение портретных черт и деталей помещения не были его целью. Возможно, логика контражура прочно соотносилась с организацией пространства черным контуром, появившемся в пейзажах Марке с середины 1900-х годов.
Во всяком случае, этот острый фовистический прием органично вошел в его живопись именно в это время. Идея фовистов изображать свет и тень цветом нашла поддержку Альбера Марке, она же навсегда изменила метод его работы над живописными произведениями.
Во время путешествия с Раулем Дюфи в Нормандию он стал писать без подмалевка, красочными плоскостями, активно использовать черный контур и даже форсировать колорит. Изображения объемов, пространственные соотношения цвета и света формировались не слой за слоем, как в академической живописи, а велись практически одновременно на всей поверхности холста.
Марке достигал «атмосферности» среды, выстраивая перспективу не по законам геометрии, а интригуя разницей освещения планов, эффектом зеркальных отражений на поверхности воды.
Виды Парижа, открывающиеся с балкона и из окон его мастерской, никогда не надоедали художнику, в парижскую квартиру он стремился как в родную гавань.
Также Альбекр Марке страстно любил путешествовать. Первые творческие поездки он совершал с друзьями, затем путешествовал много и охотно в одиночестве. А после женитьбы вместе с мадам Марке на своем автомобиле Ford пересекал Францию, Испанию, Северную Африку, Германию, Румынию.
Пейзажи Марке трудно вписать в контекст эпохи. Ни политика, ни происходившие события не вызывали отклик и прямо не влияли на его искусство. Именно эти обстоятельства, определявшие «вневременность» творчества Марке, свидетельствовали о цельности его художественной натуры и самобытности.
Он превосходно передавал состояние атмосферы и освещение, ощущение простора, стремительные перспективы благородную гармонию серых тонов. В работах мастера точность в изображении пейзажа сочетается с обобщением и лаконизмом, отсутствием деталей.
Информация (на 27.09.2015):
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
Адрес: улица Волхонка, дом 14 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье – с 11:00 до 20:00, в четверг и пятницу с 11:00 до 21:00. Выходной день – понедельник
Стоимость билетов зависит от программы вашего визита в музей и выбранных выставок для посещения. Подробнее на сайте музея >>