До 30.08.2016 в Галерее «Открытый Клуб».
Пережить и отказаться
Бывают странные сближенья, а бывают закономерные. Например, то, что выставка Nature morte открывается в дни памяти Эрнста Неизвестного, вовсе не странно. Просто авангард в нашей стране кончился.
Так бывает, да: с уходом одного человека завершается целая эпоха. Почему так? Да очень просто: авангард с его enfant terrible — абстрактным искусством — есть уход от натуры художников, натуру познавших. И отказавшихся от неё ровно потому, что процесс познания, конечно, бесконечен, но ведь бесконечность-то бывает и дурной.
Немудрено, что проект, в общем, не получился — в том виде, в котором был задуман. Причина проста: художник в наше время, как бы это сказать, довольно высокомерно относится к натуре. Воздух каждого времени наэлектризован разными идеями, так вот в нашем носится нелюбовь к преодолению в любых его видах.
Сопротивление материала нас унижает, и мы его… обходим. Если материал сопротивляется, мы поворачиваемся к нему спиной. Мы просто делаем вид, что этого нет, и занимаемся другим. То есть проект получился, просто совершенно в другом смысле, и с этим предстоит разбираться. Итак, условия игры. Группа художников участвует в коллективном проекте. Имеет место натюрморт.
Задача: каждый пишет по две работы. Одну — в большей или меньшей степени реалистическую, во всяком случае, жизнеподобную, вторую — абстрактную.
Результат… Я позволяю себе лишь заметить, что нет смысла играть в игру, если изначально не хочешь следовать правилам. Просто потому, что игры не получится. Если совсем об азах, абстрактное искусство, «чистые гармонии» (В. С. Турчин) — это что такое? Отказ от фигуративности.
Приоритет синтактики (связанности) над семантикой (значением). Достижение образности за счёт формы, а не содержания, за счёт владения фактурой, колористикой, ритмом, композицией и прочее.
Но прежде чем отказываться, необходимо познать. Перейти грань можно, лишь зная, где она. Иначе мы просто идём из пункта А в пункт Б по маршруту, проложенному не нами. Я к тому, что знать работы предшественников-абстракционистов для того, чтобы сделать также и создать «свою», хотя и не свою, абстрактную работу, в общем, не фокус.
Никто до сего дня, кажется, не заметил, что рефлексия художника-абстракциониста, т.е. его сопроводительные тексты на выставках, в общем, абсурд, потому что тексты эти семантичны, они наделяют значением то, что его лишено по самой своей природе.
Концепция уничтожает саму идею абстракции, и скоро, предполагаю, это станет общим местом. То же можно сказать и о курации. Тьфу, кураторстве.
Ждать от куратора идею, чтобы ей не следовать, это ведь совсем не авангард: в «армиях» Ларионова, Татлина, Малевича царила строжайшая дисциплина, но прекращали существовать и эти армии, поскольку художник не генерал и даже не рядовой.
Освоить композицию тактически нельзя, и колористическая стратегия — при всей соблазнительно-семантичной нагруженности этого словосочетания — нонсенс, ибо колорит связан с эмоцией, а программировать эмоции глупо и опасно.
Так что выставка удалась. Она показала, что последняя волна авангарда в нашей стране пошла на спад. Значит, скоро появится что-то новое.
Вера Калмыкова
Группа ArtBox: Андрей Шилов, Артур Шувалов, Валентин Чопык, Валентина Апухтина, Вера Ельницкая, Владимир Курдюков, Владимир Панкратов, Владимир Пельдяков, Наталья Георгадзе, Николай Крутов, Татьяна Ипатенко, Татьяна Холено, Умит Бек
Информация (на 18.08.2016):
Галерея «Открытый Клуб»
Адрес: ул. Спиридоновка, дом 9/2 (вход со двора). Ближайшие станции метро «Баррикадная», «Тверская» и «Пушкинская».
Время работы: вторник и четверг – с 16:00 до 22:00, посещение выставок в понедельник, пятницу, субботу и воскресенье – по предварительной записи.
Посещение галереи – бесплатно.