Четверг , 9 января 2025

Узор ковра Изаят.

До 19.06.2016 в Музее декоративно-прикладного искусства.

На выставке представлено около 40 современных дагестанских ковров и более 20 ковровых изделий, выполненных в разной технике в период с 1998 по 2016 годы.

Ковроделие – древнейшее на земле ремесло, которое всегда имело у южнодагестанских народов, в частности, у табасаранцев исключительно богатые традиции. Мастерство и опыт здесь передавались из поколения в поколение: девочки в табасаранских семьях уже в 5-6 лет учились вязать узлы, а к 12 годам начинали самостоятельную работу.

Старинные дагестанские ковры, дошедшие до наших времен, восхищают своей сложной и орнаментальной композицией, цветовыми сочетаниями и высокими техническими качествами. Лезгинские и табасаранские ковры славились далеко за пределами Дагестана и составляли 35 % коврового экспорта и в советское время.

Однако, в постперестроечный период, искусство ковроделия в республике стало приходить в упадок, в связи с переходом к рыночной экономике. В эти годы сотни прекрасных ковров вывозились из Дагестана дельцами от антиквариата, а их место занимали дешевые турецкие подделки.

Одной из первых попытку возрождения дагестанских ковров предприняла потомственная табасаранская ковровщица из селения Кандык Хивского района, реставратор ковров и тканей, член союза художников РФ и союза дизайнеров РФ, ныне директор Хивской ковровой фабрики – Изаят Меджидова, вся жизнь которой тесно связана с искусством ковроделия и идеей возрождения традиционного дагестанского ковроделия.

Работая реставратором в Дагестанском музее изобразительных искусств, Изаят изучила технологию ткачества ковров разных видов, в том числе – ворсовых ковров с двойным уточным закреплением, утерянную в советское время.

В 1990 году она возрождает ее в родном Кандыке, а затем распространяет и на сумашное ткачество, что было нетрадиционно. Важнейшее достижение Изаят – восстановление натурального окрашивания шерсти.

В течение многих лет Изаят собирает информацию о натуральных красителях, совместно с группой единомышленников (художники-реставраторы, члены союза дизайнеров РФ Зайнаб Дженгутаева и Джамиля Азиялова) много экспериментирует с растениями, из которых в Дагестане издавна получали краску (марена, орех, кора дуба, барбариса, ольхи, индиго, душица и др.), добиваясь необходимого оттенка.

В результате были получены все восемь основных цветов классической дагестанской ковровой гаммы, а также десятки их оттенков. В конце 1990-х годов Изаят Меджидова изобретает новый, более экономный метод ткачества сумахов (напольные односторонние ковры), получает на него патент и налаживает по всему району их производство новым методом из натурально окрашенной пряжи с двойным уточным закреплением.

На выставке также будет представлено несколько кайтагских вышивок. Эти уникальные ритуальные и одновременно декоративные панно производились в нескольких даргинских селах, и к началу ХХ века их технология была утрачена. Изаят первой в Дагестане занялась возрождением кайтагской вышивки и обучила этой технике вышивки более 10 мастериц.

Последнее крупное достижение Изаят Меджидовой – ткачество шелкового сумаха. Родиной шелковых ковров является Иран, в Дагестане же их никогда не производили. Но иранские ковры были ворсовыми, шелковый же сумах, обладающий великолепными утилитарными и эстетическими качествами – новое слово в традиционном ковроткачестве. На выставке будет представлено также два шелковых сумаха.

Выставка «Ковер Изаят» демонстрирует современные достижения в непростом деле возрождения традиционного дагестанского ковроткачества.

 

 

Информация (на 20.05.2016):

Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Адрес: Делегатская улица, дом 3 (ближайшие станции метро «Новослободская», «Маяковская» и «Цветной бульвар»).

Время работы: понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00, в субботу – с 12.00 до 20.00.

Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 130 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

Смотреть еще

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства». Всероссийский музей декоративного искусства.

Лекция Зулимы Безировой «История ковроткачества на примере коллекции Всероссийского музея декоративного искусства».

15.08.2024 в Всероссийском музее декоративного искусства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *