До 19.06.2016 в Музее декоративно-прикладного искусства.
На выставке представлено около 40 современных дагестанских ковров и более 20 ковровых изделий, выполненных в разной технике в период с 1998 по 2016 годы.
Ковроделие – древнейшее на земле ремесло, которое всегда имело у южнодагестанских народов, в частности, у табасаранцев исключительно богатые традиции. Мастерство и опыт здесь передавались из поколения в поколение: девочки в табасаранских семьях уже в 5-6 лет учились вязать узлы, а к 12 годам начинали самостоятельную работу.
Старинные дагестанские ковры, дошедшие до наших времен, восхищают своей сложной и орнаментальной композицией, цветовыми сочетаниями и высокими техническими качествами. Лезгинские и табасаранские ковры славились далеко за пределами Дагестана и составляли 35 % коврового экспорта и в советское время.
Однако, в постперестроечный период, искусство ковроделия в республике стало приходить в упадок, в связи с переходом к рыночной экономике. В эти годы сотни прекрасных ковров вывозились из Дагестана дельцами от антиквариата, а их место занимали дешевые турецкие подделки.
Одной из первых попытку возрождения дагестанских ковров предприняла потомственная табасаранская ковровщица из селения Кандык Хивского района, реставратор ковров и тканей, член союза художников РФ и союза дизайнеров РФ, ныне директор Хивской ковровой фабрики – Изаят Меджидова, вся жизнь которой тесно связана с искусством ковроделия и идеей возрождения традиционного дагестанского ковроделия.
Работая реставратором в Дагестанском музее изобразительных искусств, Изаят изучила технологию ткачества ковров разных видов, в том числе – ворсовых ковров с двойным уточным закреплением, утерянную в советское время.
В 1990 году она возрождает ее в родном Кандыке, а затем распространяет и на сумашное ткачество, что было нетрадиционно. Важнейшее достижение Изаят – восстановление натурального окрашивания шерсти.
В течение многих лет Изаят собирает информацию о натуральных красителях, совместно с группой единомышленников (художники-реставраторы, члены союза дизайнеров РФ Зайнаб Дженгутаева и Джамиля Азиялова) много экспериментирует с растениями, из которых в Дагестане издавна получали краску (марена, орех, кора дуба, барбариса, ольхи, индиго, душица и др.), добиваясь необходимого оттенка.
В результате были получены все восемь основных цветов классической дагестанской ковровой гаммы, а также десятки их оттенков. В конце 1990-х годов Изаят Меджидова изобретает новый, более экономный метод ткачества сумахов (напольные односторонние ковры), получает на него патент и налаживает по всему району их производство новым методом из натурально окрашенной пряжи с двойным уточным закреплением.
На выставке также будет представлено несколько кайтагских вышивок. Эти уникальные ритуальные и одновременно декоративные панно производились в нескольких даргинских селах, и к началу ХХ века их технология была утрачена. Изаят первой в Дагестане занялась возрождением кайтагской вышивки и обучила этой технике вышивки более 10 мастериц.
Последнее крупное достижение Изаят Меджидовой – ткачество шелкового сумаха. Родиной шелковых ковров является Иран, в Дагестане же их никогда не производили. Но иранские ковры были ворсовыми, шелковый же сумах, обладающий великолепными утилитарными и эстетическими качествами – новое слово в традиционном ковроткачестве. На выставке будет представлено также два шелковых сумаха.
Выставка «Ковер Изаят» демонстрирует современные достижения в непростом деле возрождения традиционного дагестанского ковроткачества.
Информация (на 20.05.2016):
Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства
Адрес: Делегатская улица, дом 3 (ближайшие станции метро «Новослободская», «Маяковская» и «Цветной бульвар»).
Время работы: понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00, в субботу – с 12.00 до 20.00.
Стоимость билетов: взрослые – 250 рублей, льготные категории – 130 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.