До 13.03.2016 в Центральном Доме Художника.
XIX Московский международный художественный салон «ЦДХ-2016. Образ Времени».
Виктор Калинин. Выбор мотива.
«В юности я воспринимал этюды с натуры как продолжение учебного процесса, как обязательное задание на дом во время летних каникул.
Тогда противостояние тебя и открывшегося пейзажа перед тобою часто обескураживало, потому что из гигантской пространственной протяжённости надо было остановить своё внимание лишь на её малой части, которая могла бы поместиться на твоём холсте.
И я долго сомневался в правильности выбора мотива, терялся в своих предпочтениях. Это продолжалось до тех пор, пока не почувствовал некий ток, некие вибрации со стороны пространства.
Постепенно укреплялось ощущение, что не только я заинтересован в выборе мотива, но и сама природа стала подавать знаки, притягивать внимание именно к тому мотиву, который оказывался мне нужным.
Исчезло противостояние. Я почувствовал себя неотъемлемой частью огромного целого мира, который через меня пытается донести некую весть о себе, пусть крошечную, негромкую, но достоверную.
Через много лет прочитал нечто подобное в письмах Поля Сезанна: “Пейзаж отражается во мне, становится человечным, мыслится мною. Я его реализую, переношу на холст, запечатлеваю на холсте”.
Это состояние, вероятно знакомое всем профессиональным художникам, является самым главным аргументом, который объясняет обращение к тому или иному мотиву.
Часто возникает потребность обратиться к “внутренним” пейзажам, поскольку природа не только то, что видно глазу, но природа твоего сознания, твоего воображения, природа твоей памяти – это такая же реальность для художника.
Тем более, что настоящие, реальные пейзажи имеют тенденцию кардинально меняться или вообще исчезать. Это особенно касается пейзажей моего сибирского детства, которые сейчас разутюжены реализованными цивилизационными проектами.
Пейзажи, увиденные детскими глазами, никуда не исчезли. Они существуют в моей памяти, то как солнечные райские видения, осенённые радугой, то проливными дождями с громами и молниями, то увиденные из окон родительского дома, наполненного заботой и любовью, то вызывающие чувство покинутости, одиночества во время блуждания по лесу в осенних сумерках.
Вообще детские ощущения, поступки во многом предопределяют события, которые осуществляются в течение последующей жизни.
Вот один из примеров. У нас дома были иконы, привезённые с Афона и книги, которые были изданы на Афоне (их выписывал наш дед по материнской линии Протоиерей Тимофей Ключаров в дореволюционное время).
За неимением детских книг (это было в начале 50-х годов), я постоянно листал эти книги, и однажды, неизвестно по какой причине, восхитившись одной из иллюстраций богато иллюстрированной книги, старательно раскрасил её цветными карандашами.
На ней были нарисованы паломники, которые сходили с корабля на пристань Афона. Когда через много лет мне посчастливилось сойти на берег Афона через ту же пристань (очень хочется верить, что ту же!) я мгновенно ощутил притяжение грандиозного, таинственного ландшафта Афона.
С тех пор его мотивы стали основной темой моих пейзажей последнего времени. Уже сложился довольно большой цикл на основе множества рисунков и этюдов, которые я сделал на этой священной земле.
Книги и иконы из детских лет тоже незримо присутствуют на Афонских холстах и во многом определяют их образный строй”.
Выражаем благодарность Галерее Т за помощь в подготовке материала.
Информация (на 04.03.2016):
Центральный Дом художника.
Адрес: улица Крымский Вал, дом 10.
Ближайшие станции метро «Парк Культуры» (Радиальная и Кольцевая) и «Октябрьская» (Радиальная и Кольцевая).
Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 20:00, выходной день – понедельник.
Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные категории – 150 рублей
Все материалы о 19-м Московском международном художественном салоне «ЦДХ-2016. Образ Времени» на сайте:
XIX Московский международный художественный салон «ЦДХ-2016. Образ Времени».
Общая информация.
http://cultobzor.ru/2016/03/19-salon-2016-obraz-vremeni/
Андрей Васнецов. Подлинность бытия.
http://cultobzor.ru/2016/03/andrey-vasnetsov-podlinnost-bytiya/
Из фондов МКСХ. … Я пытаюсь схватить время/ И на пальцах – золотая пыль его полёта.
http://cultobzor.ru/2016/03/iz-fondov-mksh-salon-2016/
Виктор Калинин. …Между идущими навстречу и ушедшими навсегда.
http://cultobzor.ru/2016/03/viktor-kalinin-salon-2016/
Виктор Русанов. Пространство и Образ.
http://cultobzor.ru/2016/03/viktor-rusanov-prostranstvo-i-obraz/
Лев Табенкин. Время говорить.
http://cultobzor.ru/2016/03/lev-tabenkin-vremya-govorit-salon-2016/
Елена Суровцева. Всё не так, как кажется.
http://cultobzor.ru/2016/03/elena-surovtseva-vsyo-ne-tak-kak-kazhetsya/
Геннадий Красношлыков. Скульптура.
http://cultobzor.ru/2016/03/gennadiy-krasnoshlykov-salon-2016/
Кирилл Мамонов. Маленький Мук Володя Яковлев.
http://cultobzor.ru/2016/03/kirill-mamonov-malenkiy-muk-volodya-yakovlev/
Александр Смирнов. Здесь и сейчас.
http://cultobzor.ru/2016/03/aleksandr-smirnov-zdes-i-seychas/
Андрей Дубов. Время и пространство.
http://cultobzor.ru/2016/03/andrey-dubov-vremya-i-prostranstvo/
Игорь Смекалов. Время в мастерской.
http://cultobzor.ru/2016/03/igor-smekalov-vremya-v-masterskoy/
Молодые скульпторы.
http://cultobzor.ru/2016/03/molodye-skulptory-salon-2016/
Владимир Переяславец. Михаил Переяславец. Мария Переяславец. Династия.
http://cultobzor.ru/2016/03/dinastiya-pereyaslavets/
Дарья Котлярова и Виктория Кошелева. Абстрактные образы переживаний.
http://cultobzor.ru/2016/03/kotlyarova-kosheleva-abstraktnye-obrazy/
Вектор Весны. Фонд «Культурное Достояние».
http://cultobzor.ru/2016/03/vektor-vesny/