Пятница , 19 апреля 2024

Новокузнецкая школа фотографии: Николай Бахарев, Владимир Воробьев, Владимир Соколаев.

До 09.05.2016 в Мультимедиа Арт Музее.

В рамках XI международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2016».

Выставка продолжает серию проектов МАММ, посвященных истории российской фотографии и истории России в фотографии.

Под объединяющим грифом «школа» она представляет новокузнецких фотографов, полярных по своим мировоззренческим и эстетическим установкам.

Николай Бахарев — одна из самых значительных и таинственных фигур российской фотографии конца ХХ века. Провинциальный фотограф, создававший заказные портреты, с начала 1990-х становится одним из самых востребованных в России и за рубежом художников.

Его работы участвуют в групповых и персональных выставках, попадают в музейные и частные коллекции; они были представлены в основной программе 55-й Венецианской биеннале и на Международных фотографических встречах в Арле в 2013 году.

Цикл «Отношение» снимался на новокузнецких пляжах в конце 1980-х — начале 1990-х — когда рушился весь уклад привычной советской жизни, и фотографы вынуждены были искать заказчиков самостоятельно.

В частности, они работали на пляжах, делая для отдыхающих снимки на память. Казалось бы обычные «пляжные» фотографии Бахарева стали классикой российской фотографии, портретом эпохи в момент ее исторического слома.

Люди скидывали одежду на отдыхе и вместе с ней — социальную детерминированность советского человека, который воспитывался и жил как винтик системы, максимально нивелировавшей любые индивидуальные различия, в том числе гендерные.

Раздетые и позирующие уличному фотографу люди спонтанно проявляли тягу к совместности. Наверное, неслучайно большинство портретов — групповые.

Владимир Соколаев и Владимир Воробьев по своим мировоззренческим и эстетическим установкам оппонировали самому понятию «съемки на заказ», даже работая штатными фотографами на крупнейшем металлургическом предприятии СССР, режимном объекте — Кузнецком металлургическом комбинате.

Им близка та линия развития фотографии, которая брала свое начало в движении фотолюбительства, появившемся на волне хрущевской оттепели в конце 1950-х — начале 1960-х годов.

Здесь в фокусе оказывается прежде всего индивидуальность, внутренний мир конкретного человека, и эта линия противостояла канонам социалистического реализма, унифицировавшего конкретных людей до социальной общности — советского народа.

В 1978 году Воробьев, Соколаев и Александр Трофимов создают творческое фотографическое объединение «ТРИВА», которое два года спустя получает официальную регистрацию и становится первой в СССР зарегистрированной творческой группой фотографов.

Участники группы снимали на территории огромного режимного завода, в который другим фотографам практически не было доступа. Группа первая стала устраивать уличные выставки — на заводских стендах в городе. За год существования приняла участие в 19 выставках, в том числе и зарубежных.

Но уже через год после регистрации, по решению Кемеровского обкома КПСС, группа была расформирована «за распространение идеологически вредных фотографий».

Такова была реакция властей на попытку фотографов отправить свои снимки в Амстердам на конкурс World Press Photo. В 1982 году все участники «ТРИВА» были уволены с комбината, но Соколаев и Воробьев вскоре создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили работать вместе.

По словам Соколаева, «оставшись без завода, мы вышли с «Лейками» на улицы родного города». У фотографов «ТРИВА» была своя, последовательно и строго реализуемая, концепция фотографии, которая позволяет говорить об этих фотографах как о школе.

Полное отсутствие постановочности, которая доминировала в официальном советском фотоискусстве. Строгое невмешательство в документируемое событие, отказ от искусственно созданной «художественности», печать полного кадра.

Сегодня, тридцать лет спустя, к фотографам «ТРИВА» возвращается заслуженное признание. В 2013 году масштабную выставку «ТРИВА — фотоманифест пролетариата» подготовил Сибирский центр современного искусства. Она была показана в Томске, Красноярске, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Кемерово.

Выставкой «Новокузнецкая школа фотографии» МАММ продолжает ликвидировать пробелы в истории российской фотографии.

Музей выражает искреннюю благодарность за помощь в подготовке выставки Владимиру Соколаеву, который на протяжении многих лет занимается сохранением, систематизацией и описанием творческого наследия группы «ТРИВА».

 

Информация (на 10.03.2016):

Мультимедиа Арт Музей

Адрес: ул. Остоженка дом 16 (ближайшие станции метро «Кропоткинская» или «Парк Культуры Радиальная и Кольцевая»)

Часы работы: с 12:00 до 21:00 каждый день, кроме  понедельника.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей (на все выставки в музее), для студентов – 250 рублей, для детей и пенсионеров – 50 рублей.

Смотреть еще

Галерея Парк Фотовыставка Без барьеров IX Всероссийского фотоконкурса о жизни людей с ограниченными возможностями

Без барьеров.

С 21.12.2023 до 14.01.2024 в Галерее «Парк».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *